Введение.

 МОДЕЛИРОВАНИЕ – метод исследования на моделях или оригинальных установках, основанный на применении теории подобия при постановке и обработке экспериментов.

МОДЕЛЬ – мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.

МОДЕЛЬ ЯЗЫКА – исчисление или алгоритм, которые, исходя из конечного набора элементов и правил, могут описать бесконечное множество предложений данного языка.

ТЕОРИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ МУЗЫКИ - Теория построения моделей музыкальной речи, для наиболее эффективного изучения и использования музыкального языка.

 

АЛГОРИТМ : предписание, однозначно определяющее содержание и последовательность операций, преобразующих исходные данные в искомый результат.                 

    СВОЙСТВА АЛГОРИТМА:

ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ - т.е. точность, не оставляющая места для    произвольных действий,  и общепонятность;

 МАССОВОСТЬ- т.е. возможность исходить из любых исходных данных  принадлежащих некоторому довольно обширному (иногда даже  бесконечному) множеству исходных данных;
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ - т.е. определенность процесса, который для любых допустимых исходных данных приводит к получению искомого   результата.

§ 1. БЛОК МОДЕЛИРОВАНИЯ

         Прямоугольник – будем называть его ЭКРАН, в котором размещаются    модели музыкальной речи.

         Внутри экрана:

по вертикали – обозначается высотное соотношение элементов в соответствующем регистре т.е. диапазон;

         по горизонтали – обозначается последовательность появления элементов во времени.

ДИАПАЗОН

         - (греч. через все струны) – звуковой объем певческого голоса, муз. инструмента, звукоряда, мелодии... Определяется интервалом между самым низким и самым высоким звуком голоса, инструмента.

 

         РЕГИСТР – участок звукового диапазона муз. инструмента или певческого голоса, занимающий определенное положение по высоте.

        

Обычно различают регистры:

 


(высота)                                                 (экран)

 

Высокий

 

средний

 

низкий

                                                                                                              (время)

 


§ 2. ЗВУК 

         Физические колебания ( упругой среды: газа, жидкости, тела), воспринимаемые ухом.         Обладает пятью свойствами:

 

Алгоритм описания звука:

 

ВЫСОТА – частота колебаний в секунду /высокая, средняя, низкая/

 

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ – продолжительность  звучания

 

ДИНАМИКА – сила звука = громкость звучания

 

ТЕМБР – окраска звука, зависит от обертонов источника звука

 

ШТРИХ – характерная черта, зависит от приема извлечения звука

 

 

ФУНКЦИИ СВОЙСТВ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУКА:

 

в нотном письме на нотном стане записывается

ВЫСОТА  и  ДЛИТЕЛЬНОСТЬ, так как именно они являются собственно             Информацией – это музыкальный текст

 ОСТАЛЬНЫЕ свойства являются ФАСЦИНАЦИЕЙ,

    (от англ.) –очарование. Средства эмоционального выражения речи.

    В музыке традиционно обозначаются: динамика под нотным станом, тембр        перед нотным станом, штрих  над звуком.

 При моделировании, так же как в нотной записи:         Информация помещается внутри экрана – прямоугольника, а Фасцинация над, под или перед экраном.

 

 МОДЕЛИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУКА

 

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ – по длительности звуки бывают двух типов:

 

 долгие – их будем обозначать знаком тире

 

 

 короткие – их будем обозначать точкой

(как в азбуке Морзе )

 

ВЫСОТА – по высоте каждый знак  располагаем в соответствующем регистре

(высокий, средний, низкий)

 

 

 

 

 

ПРИМЕРЫ моделей звука:

 

Модель: "А"                          Описание Модели "А"  по алгоритму:

 

Низкий, Долгий звук.  

 

 

Динамика, тембр, штрих – не указаны.

 

        

 

Модель: "Б"                          Описание Модели "Б":

 


                                                                            Высокий, короткий звук.

 

Динамика, тембр, штрих – не указаны.

 

 

§ 3. СИНТАГМА

         Слово или группа слов, логически связанных между собой заранее определенными отношениями и представляющих целостную синтаксическую интонационно-смысловую единицу

 

СЛОВО – конечная последовательность символов заданного алфавита;

основная единица предложения, имеющая определенное звуковое и смысловое содержание.

 

ФРАЗА – наименьшая самостоятельная единица речи; актуализированная единица общения.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – Грамматически и интонационно оформленная по законам языка целостная единица речи, являющаяся средством формирования, выражения и передачи мысли.

      

 АЛГОРИТМ ОПИСАНИЯ СИНТАГМЫ:

 

1.    Общий размер синтагмы.

2.    Количество знаков в модели

3.    Ритмическая организация (соотношение по длительности)

 

4.    Мелодическая организация (соотношение по высоте)

 

5.    Место синтагмы  ( первый элемент - звук или ступень в ладу )

 

( В зависимости от величины ЕДИНИЦЫ речи -  каждая модель, элемент или символ описывается по мере необходимости, в соответствии с иерархией структуры высказывания и задачами описания ...)

 

 

§ 4. МОДЕЛЬ  музыкального СЛОВА 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Система отображения соотношений звуков минимальной языковой структуры – "слова" - по высоте и длительности.

Алгоритм построения модели:

1.чертим прямоугольник
2.последовательно отмечаем короткие звуки точками, долгие звуки - тире
3.по высоте звуки размещаем  выше или ниже относительно предыдущего 

примеры:

№ 1                                                 № 2.                            

                                                                                           

                                                                                            

                                                                                                  

 

                        Алгоритмы описания   модели    

 

        В начале обучения, когда еще нет знаний по музыкальной грамоте, описание осуществляется без музыкальной терминологии

 

Вводная стадия: 1.Количество звуков-знаков
                            2.Соотношение звуков по длительности – долгие или  короткие
                            3.Соотношение звуков по высоте – выше или ниже
пример   № 1.     1. три звука;  2. два коротких и один долгий;                           3.От  первого ко   второму  вверх, потом вниз.

пример   № 2.     1. Четыре звука.   2. Все короткие.                                           3. От первого ко второму и к третьему наверх, потом вниз.

Алгоритм  описания   по мере изучения музыкальной грамоты

Ввиду того, что любую модель можно исполнить на инструменте от любого звука, для исполнения конкретной мелодии следует указывать первую ноту – это будем называть "место модели"

                    1. Место модели – (первая нота)
                    2. Общий размер модели. 
                    3. Ритмическая организация – Длительности  звуков
                    4. Мелодическая организация – соотношение по Высоте
                    5. Интервалы между звуками
 

                     ПРИМЕР МОДЕЛИ И АЛГОРИТМ ЕЕ ОПИСАНИЯ

 

  Возьмем начало песни "Крокодила Гены" В. Шаинского.

  

 

   ВАРИАНТ МОДЕЛИ:

  

 

                                  

                                                         

                                                                                  

                                                                      

                                                                                       

                            
 
   АЛГОРИТМ описания:
Общий размер модели – Если ближайшая пара на уровне восьмых – четыре  четверти.   (при условии, что Вы знаете о длительностях нот).
Количество звуков (знаков) -  семь
Ритмическая организация – суммирование (3 звука) и равномерная (4зв)
 Мелодическая  организация – волнообразно-горизонтальная,  
 скачок вниз и волнообразно-горизонтальная
 Место модели – первая нота  5 ступень минорного лада (в ля-миноре МИ)

 

 

§ 5. МУЗЫКАЛЬНАЯ ФРАЗА. 

Относительно законченная мысль, состоящая из нескольких слов-моделей.

                                           АЛГОРИТМ АНАЛИЗА :

         1.Общее количество слов-моделей –

         2. Наличие разных моделей –

         3. Последовательность  (программа) слов-моделей.

         4. Место каждой модели ( по первому звуку в ладу или нота)

 

5. Наличие вариантов моделей или трансформаций

 ПРИМЕР: Анализ  той же синтагмы (начало песни "Крокодила Гены"):

1.  Данная  музыкальная фраза состоит из  семи слов-моделей.
 2. Разных моделей  две: А и Б
 3. Последовательность слов-моделей следующая:  А – Б – А – Б – А – Б –А .
 4. Места  моделей: все  А - модели от 5 ступени лада, модели  Б - от  1, 2, 2 ступеней лада.
 5. Модель Б в третьем случае трансформирована: имеет три звука, вместо четырех. Изменена ритмическая организация: суммирование = два коротких + долгий.

 

§ 6. ПРЕДЛОЖЕНИЕ

В музыкальном словаре: составная часть периода.

ПЕРИОД – построение, в котором изложена более или менее завершенная музыкальная мысль.

 Последовательность моделей:  А – Б – А – Б – А – Б – А  можно рассматривать как предложение.

Тогда  ее следует разделить на несколько фраз и оформить в виде «программы»:  (А+Б),   (А+Б),  (А+Б*),  (А).

Места  моделей:  все  модели  А – от 5 ступени лада,  модели  Б – от 1, 2, 2     ступеней лада.

§ 7. СОЗВУЧИЕ

Вертикаль – (лат. – отвесный) – условно-образное обозначение сочетаний звуков взятых  одновременно.

 

МОДЕЛИ СОЗВУЧИЙ (возможны другие варианты) :

 

– ДВА         звука         -          I

 

 - ТРИ         звука          -       ┘ или       

 

- ЧЕТЫРЕ звука         -         

 

- ПЯТЬ  и более звуков -   

Примечание: Возможны другие обозначения, важно, чтобы учащийся получил конкретные сигналы для аргументации собственного мнения о прослушанном фрагменте музыкального произведения.

§ 8. ЭСКИЗ

 (от фр. – набросок) – МОДЕЛЬ фактуры музыкального фрагмента

 

 Экран условно разделен на ТРИ  регистра:

 

    верхний

     средний

      низкий

 

 

 

 § 9. ФОРМА  (из Энциклопедического Музыкального словаря)

  совокупность музыкально - выразительных средств, (мелодия, ритм, гармония, структурные соотношения и т.п.), воплощающая в музыкальном произведении его идейно-эмоциональное содержание.

 В более узком смысле: структура произведения, т.е. соотношение его частей,

определяемое характером изложения и развития мелодико-тематического материала, особенностями ритма, фактуры, гармонии…(средств музыкальной выразительности).

 

 

Музыка – искусство временное, по продолжительности звучания произведения подразделяются:

                         Миниатюры – 1 – 7 минут:

                       Малые формы – 7 – 15 минут:

                       Крупные формы – больше 15 минут:

 Вариант моделирования формы выбирается в зависимости от цели изучения или анализа.

Если необходимо проанализировать последовательность эпизодов, тогда обозначаем каждый эпизод символом, например заглавной буквой,  и фиксируем эту последовательность .   

 

Пример  (эпизоды)  буквами:      А     -    Б     -     А    -     С    -   кода

Если необходимо определить количество тактов в каждой части, то

 

1.    Рисуем черту, на которой обозначаем смену частей - схема

2.    Над чертой фиксируем последовательность эпизодов

3.    Под чертой фиксируем количество тактов - цифрами

 

пример:              Одночастное произведение. 

 - Эпизоды:                             А           Б       А          С       кода  

– Схема – чертить:                                                                     = сумма  

 – Такты – цифрами:            8         4           8         6          4       =   30

К данной схеме можно добавлять любые необходимые сведения.

например Анализ фактуры

каждого эпизода:               "ГО"   "2г"   "БАМ"   "ГО"  

МИНИАТЮРЫ

 варианты схем и моделей

Простая:  Вступление – 1 часть – 2 часть – 3 часть –заключение – кода.

Модель:   ( вступление – А  – Б – А – кода )

Куплетная (2-х частная):        запев = куплет, припев = рефрен.

 

         Модель:  (А – Б), (А – Б), и т. д.  по количеству куплетов

Рондо = круг.  Модель:  А – Б – А – В – А – Д – А …

Тема с вариациями:         тема 1 часть + вариации на нее…

        Модель:    А – А1 – А2 – А3 – А и т.д.

МАЛЫЕ ФОРМЫ:

                В основном состоят из каких-либо эпизодов.

Варианты моделирования и выбор схем осуществляется индивидуально  в зависимости от цели.

 

Сонатная

Циклическая, Сюита – несколько отдельных пьес

Увертюра (вступление к опере)

Баллада – медленное повествование =     размышление…

Фантазии

Полифонические: прелюдии, фуги, вариации…

 

КРУПНЫЕ ФОРМЫ – состоят из  нескольких частей малой формы

Симфонияпроизведение для симфонического оркестра, часто из 4 частей.

Балет – несколько действий из сценических + танцевальных миниатюр и малых форм.

Опера – несколько действий, состоящих из последовательности миниатюр и малых форм (сцена + пение…).

         Целиком произведения крупной формы моделировать не имеет смысла, каждая часть, равная малой форме  или миниатюре моделируется отдельно.

 

§ 10. Собственное сочинение -  композиция.

 Содержание композиции строится по принципу "Золотого сечения"

Основные разделы:

 Экспозиция,

 Завязка,

 Разработка,

 Кульминация,

 Реприза.

( Разделы не по размеру, а по "событиям" которые в них происходят. )

Вариант  модели "Золотого сечения" полностью творчество автора. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Данное пособие является сокращенным вариантом авторской работы «Теория Моделирования  Музыки»

Таким образом мы можем составить модель любого музыкального события, что позволит нам подробно проанализировать его без изучения нотной грамоты.

       Очень полезно проводить предварительный анализ будушей композиции по моделям  с музыкантами – импровизаторами,  если им предстоит  исполнять композицию без предварительной репетиции...

         По мере необходимости можно освоить исполнение моделей на инструменте, компьютере ....

 

  Теория построения моделей музыкального текста позволила:

Составить "ТИР" – Таблицу Индивидуального Роста музыканта – словарь минимум коммуникативной достаточности.

 Построить обучение по принципам изучения иностранного языка,

 Значительно упростить изучение теории музыки и гармонии

 Младшим школьникам осваивать музыкальные средства до уровня  свободного владения.

Рассматривать и анализировать музыкальные явления как язык на начальной стадии обучения.

 

 

 

 



Hosted by uCoz