- (греч. через все струны) – звуковой объем певческого голоса, муз.
инструмента, звукоряда, мелодии... Определяется интервалом между самым низким и
самым высоким звуком голоса, инструмента.
Обычно
различают регистры:
(высота)
(экран)
Высокий
средний
низкий
(время)
Физические колебания ( упругой среды: газа, жидкости, тела),
воспринимаемые ухом.
Обладает пятью свойствами:
Алгоритм
описания звука:
ВЫСОТА
– частота колебаний в секунду /высокая, средняя, низкая/
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
– продолжительность
звучания
ДИНАМИКА
– сила звука = громкость звучания
ТЕМБР
– окраска звука, зависит от обертонов источника звука
ШТРИХ
– характерная черта, зависит от приема извлечения звука
ФУНКЦИИ
СВОЙСТВ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУКА:
в
нотном письме на нотном стане записывается
ВЫСОТА и
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ, так как именно они являются собственно
Информацией – это музыкальный текст
ОСТАЛЬНЫЕ свойства являются ФАСЦИНАЦИЕЙ,
(от англ.) –очарование.
Средства эмоционального выражения речи.
МОДЕЛИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУКА
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
–
по длительности звуки бывают двух типов:
долгие
– их будем обозначать знаком тире
короткие
– их будем обозначать точкой
(как
в азбуке Морзе )
ВЫСОТА
– по высоте каждый знак располагаем
в соответствующем регистре
(высокий,
средний, низкий)
ПРИМЕРЫ
моделей звука:
Модель:
"А"
Описание Модели "А" по
алгоритму:
Низкий,
Долгий звук.
Динамика,
тембр, штрих – не указаны.
Модель:
"Б"
Описание Модели "Б":
Высокий, короткий звук.
Динамика,
тембр, штрих – не указаны.
Слово или группа слов, логически связанных между собой заранее
определенными отношениями и представляющих целостную синтаксическую
интонационно-смысловую единицу
СЛОВО
– конечная последовательность символов заданного алфавита;
основная
единица предложения, имеющая определенное звуковое и смысловое
содержание.
ФРАЗА
– наименьшая самостоятельная единица речи; актуализированная единица
общения.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
– Грамматически и интонационно оформленная по законам языка целостная единица
речи, являющаяся средством формирования, выражения и передачи
мысли.
АЛГОРИТМ ОПИСАНИЯ
СИНТАГМЫ:
1. Общий
размер синтагмы.
2. Количество
знаков в модели
3. Ритмическая
организация (соотношение по длительности)
4. Мелодическая
организация (соотношение по высоте)
5. Место
синтагмы ( первый элемент - звук
или ступень в ладу )
(
В зависимости от величины ЕДИНИЦЫ речи -
каждая модель, элемент или символ описывается по мере необходимости, в
соответствии с иерархией структуры высказывания и задачами описания ...)
примеры:
●
●
● ▬ ●
● ●
В
начале обучения, когда еще нет знаний по музыкальной грамоте, описание
осуществляется без музыкальной терминологии
пример № 2. 1. Четыре звука. 2. Все короткие.
3. От первого ко второму и к третьему наверх, потом
вниз.
Ввиду
того, что любую модель можно исполнить на инструменте от любого звука, для
исполнения конкретной мелодии следует указывать первую ноту – это будем называть
"место модели"
Возьмем начало песни "Крокодила Гены" В.
Шаинского.
ВАРИАНТ
МОДЕЛИ:
●
●
▬
●
●
●
●
5.
Наличие вариантов моделей или
трансформаций
МОДЕЛИ
СОЗВУЧИЙ (возможны другие варианты) :
–
ДВА
звука -
I
- ТРИ звука - ┘ или
┴
-
ЧЕТЫРЕ звука -
╛
-
ПЯТЬ и более звуков - ╝
Примечание:
Возможны
другие обозначения, важно, чтобы учащийся получил конкретные сигналы для
аргументации собственного мнения о прослушанном фрагменте музыкального
произведения.
(от фр. – набросок) – МОДЕЛЬ фактуры
музыкального фрагмента
Пример (эпизоды) буквами: А - Б - А - С - кода
Если
необходимо определить количество тактов в каждой части,
то
1. Рисуем
черту, на которой обозначаем смену частей - схема
2. Над
чертой фиксируем последовательность эпизодов
3. Под
чертой фиксируем количество тактов - цифрами
К
данной схеме можно добавлять любые необходимые
сведения.
например
Анализ фактуры
– каждого
эпизода:
"ГО" "2г" "БАМ" "ГО"
Модель:
(А – Б), (А – Б), и т. д. по
количеству куплетов
Модель: А – А1 – А2 – А3 – А и
т.д.
В
основном состоят из каких-либо эпизодов.
Варианты
моделирования и выбор схем осуществляется индивидуально в
зависимости от цели.
Циклическая, Сюита – несколько отдельных пьес
Баллада – медленное повествование = размышление…
Фантазии
Полифонические:
прелюдии, фуги, вариации…
Экспозиция,
Завязка,
Разработка,
Кульминация,
Реприза.