В данной главе приведены методические приемы для групповых  и индивидуальных занятий, которые автор использовал в своей работе. Все понятия объяснялись в устной форме, естественно, что многие примеры или аллегории приводятся со значительной долей приближенности, но практика показывает, что именно такие объяснения хорошо воспринимаются учащимися.

Эти "ПОДРОБНОСТИ" без значительных потерь могу быть опущены или заменены собственными соображениями учителя… "Первый блин – комом!" Привычное  мнение  для русского менталитета о том, что невозможно с первого раза получить 100% качество. Тем не менее, есть и другие пословицы: "Не знаешь – броду не суйся в воду". "Прежде чем сказать глупость, надо подумать!" и прочие.

  Аббревиатура   "КАРАТЭ"   – это алгоритм качественной работы.         В группе разучивается как пароль и отзыв: Качество – 100; Алгоритм – Знать! Ритм – Счет, Автоматизм – Есть,               Темп – Свой, Эмоции – Ноль! Полезно произнося пароль и отзыв одной рукой хлопать по слогам пароль, другой рукой – отзыв. Но прежде чем заучивать пароль и отзыв каждый пункт в различных ситуациях обыгрывается и разъясняется,…Примерные тезисы моих объяснений помещены ниже.

        

"К" – "КАЧЕСТВО"   Необходимо всегда гарантировать правильное решение вопроса. Короткое описание, которое обязаны своими словами рассказать учащиеся: "КАЧЕСТВО – 100 процентов, это когда все сделано без единой ошибки".

 Пояснение: В голове 14 млрд. шариков, каждый стремится получить какую-либо информацию, поэтому даже если мы мысленно не фиксируем внимание на каком-либо элементе работы, "внутренняя бухгалтерия" (подсознание) все фиксирует… Мы ведь запоминаем не только мозгом, но и мышцами, глазами, "всеми фибрами"…над и под сознанием.

    Предположим, что мы исполнили фрагмент 10 раз. Из них только последний правильно,  а 9 с различными ошибками.  Наша армия  шариков (в мозгу) все варианты зафиксировала и когда мы на сцене готовимся  к  исполнению этого фрагмента, шарики наперебой предлагают все 10 вариантов – естественно, что в экстремальной обстановке – перед публикой или экзаменатором нет никакой гарантии, что будет выбран этот единственно правильный вариант. Поэтому лучше исполнить всего три раза, но со 100% гарантией качества – тогда  спокойно исполняете любой из предложенных трех  вариантов и успех Вам гарантирован.

         Поэтому, в алгоритме "КАЧЕСТВО" – "СТО (процентов)!"

 

 Когда нет качества, получается его противоположность: "КАКОФОНИЯ"от  греческого – дурное звучание, сумбур, хаос.…   При работе в группе эта аббревиатура дисциплинирует учащихся, способствует продуктивности работы, формирует в принципе ответственное, сознательное  отношение к учебной деятельности …

"КА"категория вопроса. Дети, особенно в младшей школе, часто дают ответ не на тот вопрос, который им был задан.…  В музыке мы постоянно говорим о мелодии, о ритме рассматривая их все время с разных сторон. Рассказав детям, что вопросы бывают: Общие, Частные, Конкретные, Индивидуальные – получаем аббревиатуру "ОЧКИ" и, в случае получения ответа не на мой вопрос, я предлагаю ученику "Одеть "ОЧКИ"". Ребенок думает и, в идеале, сам понимает свою ошибку…

"КО"Качество Оценки своего ответа. Это во–первых,   вырабатывает привычку самооценки и самопроверки, и соответственно исправления собственных ошибок, во вторых дисциплинирует весь класс, так как принято следующее условие: Если ученик считает, что он гарантирует 100% качество ответа, он поднимает правую руку, если же такой гарантии нет, то должен поднять левую руку.

         Задав вопрос, я даю некоторое время для обдумывания ответа и самопроверки, а затем командую: "Руки!" только после этой команды следует поднимать руку или правую, или левую.… С психологической точки зрения этот прием дает дополнительную информацию о качествах личности: завышенной или заниженной самооценки и прочие показатели, необходимые в работе учителя.

         "ФО" - Форма Ответа. На уроках сольфеджио формы ответов могут быть различными: устно, письменно, пение, алгоритм, сольмизация.…  Кроме того, для фронтального опроса я использую ответы на пальцах, когда варианты ответов пронумерованы и следует показать только  номер выбранного варианта… Соответственно, ученик должен давать ответ в той форме, которая была ему задана.

         "НИ"Наличие Информации. Если ученик имеет "Что сказать", он должен говорить четко, ясно, в темпе.… До тех пор, пока говорящий не скажет слово "ВСЕ!" никто не имеет права высказываться, независимо от качества ответа.… Если пауза затягивается, я считаю до трех и  сам говорю "ВСЕ!" за ученика, не позволяя "тянуть" время урока…

         "Я"Личность. Каждый должен ощущать себя равноправной личностью, вести себя достойно, уверенно, убежденно, с оптимизмом. Каждый может иметь свою точку зрения по любому вопросу…

"А" – "АЛГОРИТМ" – (лат.) – система вычислений. На самом деле это четкое представление о задании и способе его выполнения с гарантией 100%. "АЛГОРИТМ" (надо) – "ЗНАТЬ!"  В аббревиатуре "СОПРОМАТ" – (наука о прочности) – определение и свойства алгоритма.

         "С" – "СИЛА" – Идеальный вариант для человека, создать "Свой Индивидуальный, Личный Алгоритм" выполнения задания, так как у каждого человека есть свои особенности, которые необходимо учитывать при выполнении любого упражнения, действия. Постоянное применение апробированных алгоритмов вырабатывает привычку все делать с гарантией, по определенному алгоритму….

         "О"Общий. Учитель дает некий средний вариант, дается Ориентир для выработки алгоритма "СИЛА",

         "П"Предписание, однозначно определяющее содержание и последовательность операций, преобразующих  исходные данные в искомый результат. Это определение алгоритма из Словаря по Информатике. Каждый алгоритм обладает тремя свойствами: Результативность, Определенность, Массовость.

         "Р"Результативность – Определенность процесса, который для любых допустимых исходных данных приводит к получению искомого результата. ( Гарантия 100% качества).

         "О"Определенность – точность, не оставляющая места для произвольных действий, и общепонятность. Чаще всего каждый шаг алгоритма это 1 бит информации, сделав который сразу становится известно правильно или нет выполнено задание.

         "М"Массовость – Возможность исходить из любых исходных данных принадлежащих некоторому довольно обширному  (иногда бесконечному) множеству.

         "А"Алгоритм.  Если в педагогике (не только музыкальной) удается построить алгоритм, его применение значительно облегчает и оптимизирует рабочий процесс как индивидуального, так и группового взаимодействия.

         "Т"Творчество. Процесс создания новых по замыслу, форме и содержанию духовных или материальных ценностей. (Существует даже алгоритм Творчества, но об этом позже).

         Большая часть учебного процесса алгоритмизована. В редких случаях автор предлагает правила выполнения, которые не всегда гарантируют 100% качество, так как из правил бывают исключения.

 

"Р" – "РИТМ" – (гр.) – Всякое равномерное чередование. В музыке – закономерное чередование музыкальных звуков, поэтому, в алгоритме работы "РИТМ" – СЧЕТ!"   В аббревиатуре "АРТЕРИЯ" – отражены СТАДИИ работы с ритмом, грамотное использование которых, повысит эффективность Вашей деятельности.

 1.      "А"Аритмия - На первоначальном этапе освоения необходимо каждый следующий элемент задания выполнять только тогда, когда будет уверенность в 100%   гарантии КАЧЕСТВА. За ритмической организацией лучше не следить, а так как у каждого человека новая информация осваивается с разной скоростью, практически получается аритмия.

2.       "Р"Равномерно, медленно, успевая думать вперед, чтобы  всегда гарантировать КАЧЕСТВО.

3.       "ТЕ"Темп – скорость движения. Скорость увеличивается постепенно, без спешки – смотри далее – аббревиатура  "ЗАПУСК".

4.       "Р"Ритмизованно. После освоения в быстром темпе равными длительностями, необходимо освоить то же задание в различных  ритмических моделях (смотри таблицу ритмической организации).

5.       "И"Изменения и комбинации ритмических моделей в процессе выполнения задания  (для смены ритма не останавливаться!).

6.       "Я"Я – свобода Ритма, идущая от личности исполнителя. Практически  любое упражнение, используя ритмическое разнообразие, можно исполнить как  художественное произведение.

         Это уже создание музыки: наличие бита, пульса и других средств выразительности…

"А" – «АВТОМАТИЗМ"– (гр.)– самопроизвольный. Вырабатываемая путем упражнений способность организма человека точно повторять определенные движения без сознательного их регулирования. Действия, доведенные до автоматизма, освобождают  энергию человека для более значимых его проявлений  в процессе  исполнения музыкального произведения: эмоций, интеллекта…. Автоматизм необходимо нарабатывать, поэтому в алгоритме: "АВТОМАТИЗМ – ЕСТЬ!"

                  

"Т" – "ТЕМП" – (ит.)– время. Скорость движения в процессе исполнения. В аббревиатуре "ЗАПУСК" собраны критерии для выбора правильного темпа, как в процессе разучивания, так  и в момент концертного исполнения произведения.

         "З" – "Запретная Зона" – Как только Вы потеряли 100% качество, скорее всего Вы преувеличили скорость. Необходимо срочно тормозить. Правило: "Потеря качества – значит, велика скорость!"  Это не алгоритм, т.к. потеря качества может быть и по другим причинам, однако, очень часто именно большая скорость является причиной потери качества.

         "А"Алгоритм выбора темпа для исполнения музыкального произведения – по самому сложному фрагменту произведения. Зная, в каком темпе Вы  без ошибок исполните самое сложное в техническом отношении  место, Вы должны именно в этом темпе начать все произведение. Обычно начало произведения значительно проще в техническом плане, чем разработка или кульминация.

         "П"Право на увеличение скорости: исполнение фрагмента три раза со 100% качеством. Если  Вы исполнили 2 раза со 100% качеством, а на третий раз ошиблись, следует начать отсчет с начала…

         "У"Ускорение от минимального темпа, к максимальному, но ПОСТЕПЕННО, не сразу. Увеличение скорости это показатель уровня автоматизма, когда не только голова, но и мышцы "запомнили" все движения.

"С"Свобода! Техника исполнения должна занимать 20-30 % вашего энергетического потенциала,  чтобы мозг имел возможность решать проблемы творческого характера.  Примерно 40-50 % Вашей энергетики  должно составлять свободное "воздушное" пространство для размышлений: оценки качества, сравнения настоящего состояния с намеченным ранее, сопоставление с общей стратегией и внесение корректив в  дальнейшее исполнение…

"К"Критерий правильности выбранного темпа – 100% качество выполнения СТРАТЕГИИ! Здесь подразумевается не столько технически точное исполнение всех звуков, сколько качество Выражения общего содержания произведения, намеченного при определении цели выступления. Поэтому "ТЕМП – СВОЙ"!

"Э" – "ЭМОЦИЯ"   – (фр.) – волновать. Музыка – язык эмоций, но артист обязан не столько выявлять свои эмоции, сколько заботиться об эмоциях слушателей, для которых он вышел на сцену.

"Э"Эврика! Озарение! Открытие лично для себя, которое, безусловно, приносит Радость! Эйфорию…

"М"Материя – конкретные звуки, рожденные музыкантом. Именно через них надо выражать собственные эмоции, а не внешними движениями тела, корпуса, мимикой…

"О"Общение с понимающим тебя партнером – слушателем. Смысл жизни артиста!

"Ц"Цель – Совершенствование слушателя, цивилизации, мироздания…

"И"Интеллект – "homo sapiens" – человек разумный! Высоко организованный разум поможет научиться управлять и физическим телом и эмоциями…как своими, так и слушателя…

"Я" – Самосознание ЛИЧНОСТИ. Уровень Самодостаточности и самоуправления.…Поэтому внешне артист может выглядеть бесстрастным, важно, что в это время испытывает слушатель.

Вышесказанное относится к процессу концертного, публичного выступления. В процессе работы над произведением, особенно в стадии разучивания необходимо сохранять эмоциональное "молчание", то есть не реагировать на собственные неудачи отрицательными эмоциями, равно как и не впадать в эйфорию при удачных находках, поэтому, в алгоритме  работы  "ЭМОЦИИ" – "НОЛЬ!".

Это общий алгоритм грамотной работы. В процессе освоения элементов «ТИР» - таблицы индивидуального роста музыканта, был выработан алгоритм показателя уровня владения конкретным материалом. В отличие от традиционных четырех уровней знаний (по Гальперину) для импровизации, то есть свободного владения материалом необходимо освоить шесть уровней, которые сложились в аббревиатуру «ИМПУЛЬС».

  "ИМПУЛЬС"  – это шесть уровней владения какой-либо информацией, каждый из которых осваивается индивидуально. Важно, чтобы учащийся всегда точно знал критерии оценки качества на каждом уровне и представлял себе перспективу дальнейшего развития.… В данном случае рассматривается последовательность освоения уровней выполнения всех заданий и упражнений из "ТИР" – таблицы индивидуального роста музыканта.

1 уровень – Игра – исполнение задания на фортепиано.

2 уровень – Мысль – сольмизация – одновременно с игрой.

3 уровень – Пение – вначале с игрой, в дальнейшем без инструмента.

4 уровень – Умение – быстрое исполнение (пение) без инструмента.

5 уровень – Ловкость – освоение трансформации модели.

6 уровень – Свобода – произвольный переход с одного задания на                                                  любое другое.

Первый уровень владения это исполнение задания на клавиатуре фортепиано, то есть игра! ИГРА – по Далю – забава, развлечение, удовольствие. К сожалению, в традиционной педагогике забыли, что ребенок пришел в музыкальную школу, чтобы научиться ИГРАТЬ! Он надеялся получать удовольствие от занятий, но его, практически сразу ориентируют на серьезную, сложную, трудную работу, без намека на удовольствие, радость, только сплошные мучения.

А если, с самого начала, настроить его на увлекательное путешествие в прекрасный мир звуков! Убедить в том, что выполнение каждого задания, это подготовка к  кругосветному путешествию.

"КРУИЗ": Кластер, Раздел, Упражнение, Импульс, Задание.    Значит, выполняя любое задание, он должен помнить, что от качества и уровня выполнения этого конкретного задания зависит успех сказочного путешествия в будущем. Надо только воспитать в себе привычку всегда определять свой уровень готовности к будущим путешествиям.  (Идеальный вариант, чтобы на каждом уроке в музыкальной школе,  на любой  учебной дисциплине всегда совершались минипутешествия.)

 

Итак, Первый уровень подготовки к путешествиям.  (Тезисы)

 

"И" – ИГРА    - аббревиатура "АЗИМУТ".                                                

 "А" Анализ выбранного задания «КРУИЗА».

"З"  Задание конкретизируется  по "КАРАТЭ"

"И" – Инструмент можно любой, но лучше на фортепиано.

"М" – Мыслить по выбранному алгоритму: "СИЛА" или "ВИЗА".

"У" – Учитывать свой уровень знаний и возможностей.

"Т" – Техника исполнения с гарантией 100% качества.

 

«СИЛА» – Создай Индивидуальный, Личный Алгоритм.

«ВИЗА» – Выполнить Именно Заданный Алгоритм.

"М" – МЫСЛЬ – способность человека рассуждать. О наличии                                   мыслей можно судить по высказываниям:                      устной  речи, говорению… Аббревиатура "ГОРАЗД".

"Г"Глядя на клавиатуру и пальцы назвать все звуки!

"О"Одновременно с исполнением на фортепиано.

"Р" Ритм – на выбранном уровне по аббревиатуре "АРТЕРИЯ".

"А"Автоматизм с поддержкой инструмента.

"З" Закрепить результат: Три раза со 100%  качества.

"Д"– Дальше "ПУЛЬС", пока не успел хорошо забыть!

"П" – ПЕНИЕ   – воспроизведение музыкальных звуков.

                               Сольфеджио – пение с одновременным                 называнием звуков без поддержки инструмента.                                            Аббревиатура "УЧЕНИК".

"У" Усвоить услышанное упражнение.

"Ч"Четко оценивать и осознавать качество выполнения.

"Е" Если не  уверен, помоги инструментом и на 2 уровень.  

"Н"Названия Нот – глядя на запись или  клавиатуру.

"И" Интонация точная, осмысленная с коррекцией.

"К" Коррекция на инструменте и закрепление: Три раза со 100%                     качеством.

"У" – УМЕНИЕ   – освоенный способ выполнения позволяет                                    увеличивать скорость. Аббревиатура "СПРИНТ".

"С" – Сольмизация – скороговорками довести до автоматизма.

"П"Память – выбранный "оперативный" вид памяти.

"Р"   Ритм – «Свобода» – осознанная необходимость.

"И" Интонация – слышать весь кластер по настройке.

"Н" Нюанс – почувствовать уверенность…

"Т" Темп – стремиться к максимуму…

 "ЛЬ" ЛОВКОСТЬ  сноровка.

 

Упражнение  "ТРИ СОСНЫ" способствует коррекции в осознании                   правильного  называния звуков при определении их на слух.

1.     Медленно прослушать, прочувствовать (интонировать) кластер.

2.     БИТ + Пульс = Жизнь! Иначе мертвечина. а) вначале можно с прерыванием,  б) в перспективе, стремиться к непрерывности.

3.     СКЭТ – а) вначале стараться без выхода из кластера,                               б) в дальнейшем можно себе позволить с выходом.

4.     Сольмизация – постепенно назвать все звуки без проверки на инструменте, как кажется (вероятно, будут ошибки и сомнения).

5.     Проверить результат, исполнить названное на фортепиано.

6.     Если  все правильно: Закрепить – спеть 3 раза и на 3 пункт.

 

СКЭТ – пение без слов, на любые слоги и  без называния нот.

 

"С"СВОБОДА   – переход. Продолжение упражнения, но с                                         осмыслением. Аббревиатура "КЗЗОТТ".

7.     "К" Коррекция: определить ошибку: "ЧТО" и "КАК" звучало?

         Может получиться два варианта:

8.     "З" Звук ≠ знак: подобрать звучание на инструменте и назвать правильно.

9.     "З" Знак ≠ звук: исполнить названное на инструменте и спеть.

10. "О" Оба варианта закрепить по 3 раза каждый: (8), (9), (8+9)!

11. "Т"Транспорт – исполнять модели от других звуков.

12. "Т"Трансформация – сознательное изменение моделей.

 

 



Hosted by uCoz