Методы музыкального образования совершенствуются постоянно, а вот теоретические разработки подхода к музыке, теория – застыла на одном месте.

            Так первое издание «Практического учебника гармонии» Н.А.Римского-Корсакова  опубликовано еще в 1886г.  Учебник «Гармония» Московской бригады под руководством Дубовского, на котором построено обучение в училищах и консерваториях второй половины 20 века, расширился в 10 раз, но принципиально нового ничего не предлагает, лишь усложняя процесс освоения.

            Р-Корсаков во введении писал, что его учебник предназначен для самообучения, то есть освоить его содержание сможет каждый. После освоения « …Должен сыграть  на фортепиано всякую заданную модуляцию, постепенную или внезапную, в аккордах, а также уметь прелюдировать в любом строе, играть всякие секвенции и последовательности…». Это означает, что тот, кто освоит учебник будет способен  музицировать. Объем учебника был всего 60 страниц. В 9 издании, под редакцией Штейнберга преследовалась цель: " сделать некоторые места еще более доступными пониманию учащегося, в особенности при самообучении…"

А. Дубовский в предисловии указывает, что  никто не сможет освоить учебник самостоятельно, без помощи преподавателя, а какими навыками  он будет обладать после изучения – ничего не сказано, Цель вообще отсутствует! Таким образом  становится понятно, почему учебная дисциплина «Гармония» с таким трудом осваивается сегодняшними студентами, и почему  это изучение ничего не дает для практического применения.

Причин необходимости модернизации собственно теории музыки и принципиально нового подхода к методике преподавания можно назвать много, остановлюсь лишь на трех.

1.      Первая от развития музыкального искусства 20 века. Действующие музыканты, как самодеятельные, так и профессиональные композиторы, в поисках музыкально-выразительных средств  для выражения своих идей и замыслов почти во всех аспектах вышли за рамки традиционной теории музыки.

           Причин совершенствования музыкального языка много:

           а) формирование ряда принципиально новых направлений, определивших лицо 20 в. (джаз, блюз, рок) и возникших в результате европейско-афро-американского скрещивания. Без усвоения композиторами музыки и религиозно-философских традиций Индии, Китая, Японии (в частности, дзен-буддизма) невозможно представить многие открытия авангардистов второй половины 20 в.

           б) благодаря техническим достижениям (радио, телевидение, звукозаписывающие устройства) музыка массовых жанров активно овладевает жизненным пространством-временем, становясь неким звуковым фоном и стилем поведения.

           в) Усложнение языка, диссонантность звучания, отсутствие привычных опор для слуха на разных уровнях музыкального текста (от ясно воспринимаемой тоники до мелодий песенно-танцевального происхождения) — явилось отражением новой культурно-мировоззренческой ситуации.

           г) Помимо традиционно распространенного и популярного МАЖОРНОГО и минорного лада появилось большое количество разнообразных комбинаций даже семиступенного лада, не говоря уже о появлении ладов с различным количеством ступеней.

           д) Вертикаль обогатилась созвучиями, которые не укладываются в понятия аккорд = «созвучие из трех и более звуков, которые можно расположить по терциям». Появилось понятие «Кластер» - некоторое количество звуков, принимаемое как единое  множество (определение автора).

           е) Не говоря уже о том, что музыкальный материал, ограниченный в музыке европейской классики организованной шкалой высотно-определенных звуков (тонов), расширился за счет включения недифференцированных комплексов, шумов, звуков человеческой речи и даже тишины.… Появилась и получила распространение так называемая «конкретная» музыка (т.е. применение комбинаций звуков из шумов реальной жизни при помощи магнитофонной записи). Особая роль принадлежит электронной музыке, где  композитор впервые за всю историю оказывается в ситуации совершенной свободы от традиционных материалов (инструментария с его определенными тембрами и звуковыми диапазонами, возможностями человеческого голоса и т.п.), он способен теперь с помощью компьютера изобретать сам любой звуковой материал.

           Описать и классифицировать все это многообразие терминами традиционной теории уже нет возможности. Необходимо введение новых понятий и принципиально нового подхода к анализу звучащей музыкальной ткани.

2.       Вторая причина вплотную связана с изменением менталитета людей 20 в. осваивающих музыкальное искусство (как обучающихся, так и практиков).

Технические средства (Телевидение, сотовые телефоны, компьютеры) изменили принципы, скорость обработки человеком всех каналов информации (видео, аудио,  кинестетики). Клавиатуры, пульты приучили ребенка пользоваться алгоритмами, ведь все кнопки содержат один бит информации: или да, или нет (0 \ 1). Допустив ошибку в компьютерной игре, ребенок не расстраивается, так как объективно оценивает ситуацию и знает, что нужно исправить для получения желаемого результата, таким образом, у него всегда сохраняется позитивный психологический настрой. 

           В традиционном музыкальном  обучении сплошь и рядом применяются правила, которые не всегда приводят к успеху. Кроме того, из них часто бывают исключения,  поэтому у учащегося никогда нет уверенности в правильности выбранного решения, нет алгоритма самопроверки, он вынужден ждать урока, чтобы узнать результат своей работы от учителя, реакция которого всегда субъективна и эмоционально негативна к любой ошибке. Именно по этой причине многие молодые музыканты-компьютерщики не желают обучаться по традиционной системе в музыкальных учебных заведениях. Такие энтузиасты или пользуются  алгоритмами, которые предлагают авторы компьютерных программ, или изобретают свои. Но, не имея азов музыкальной грамоты, остаются по отношению к музыкальному искусству обывателями, следовательно, сочиняя собственные  композиции, изобретают велосипеды, малопригодные для использования.

Необходим теоретический аппарат, способный вводить людей в музыкальную ткань легко и надежно как любой алгоритм.

3.      Одним из прогрессивных подходов является рассмотрение музыки с лингвистических позиций.  Несмотря на часто применяемое выражение «музыкальный язык»

традиционный процесс освоения и анализа музыкального материала игнорирует лингвистический  подход. Ученые (лингвисты, музыковеды) не пришли к однозначному мнению по поводу соотношения языковых и речевых проявлений в музыке, поэтому никто не решается предложить методы, разработанные и апробированные в обучении иностранным языкам, для обучения музыкальному искусству.  Тем не менее, автор, исходя из собственного практического опыта, утверждает не только возможность, но и перспективность применения лингвистического подхода в методике обучения музыке. В процессе обучения учащихся эстрадного отделения основам джазовой импровизации, за основу были положены принципы Э.П.Шубина, изложенные  в работе «Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам». М., «Просвещение», 1972.

           В разделе о Видах Коммуникативной Деятельности четко определены главные и вторичные ВКД. Главные ВКД – основная суть которых в том, что коммуникатор является автором текста, сам порождает информацию, это говорение, изложение собственных мыслей – сочинение.  Вторичные ВКД – когда коммуникатор воспроизводит информацию созданную кем-то другим и полученную в устном или письменном виде: это чтение, воспроизведение на память или по письменному тексту. Освоение вербального языка начинается с Главных ВКД – говорение и слушание, только когда человек овладел ими, он начинает осваивать вторичные – письменность: чтение, письмо, воспроизведение ранее порожденной информации.  Традиционное музыкальное образование начинается с изучения письменности, то есть вторичного ВКД – воспроизведения готового текста, а до процесса говорения, порождения собственного текста, главного ВКД очередь не доходит. Исключением являются композиторские отделения и обучение джазовой импровизации на эстрадных отделениях музыкальных училищ.

Не останавливаясь на подробностях, перейду к выводам.

1. Сложности и достижения музыкального бытия требуют Модернизации теории музыки чтобы:

 А)  иметь возможность классифицировать сложные явления современной музыки; Б)  найти более простой, доступный для каждого любителя музыки, способ фиксации музыкальной ткани, не требующий длительного, дорогостоящего и громоздкого обучения;  В) Создать аппарат (алгоритм) анализа, позволяющий объективно анализировать любой музыкальный объект без сложной (музыкальной) терминологии.

2.  Модернизация образовательного процесса необходима затем, чтобы:

    А) повысить скорость восприятия и практического освоения материала;

    Б) каждый ученик,  в любой момент мог самостоятельно определить качество выполнения задания,  знать причины и пути исправления ошибок;

    В) по возможности заменить правила алгоритмами, чтобы перевести процесс на язык более близкий к менталитету современного молодого человека;

    Г) Не ограничиваться репродуктивной деятельностью, а  с первых шагов обучения ориентировать на осмысленные действия  = продуктивные ВКД.

Для решения поставленных проблем, автор предлагает вариант «Теории Моделирования Музыки», который можно совершенствовать, но еще в черновом варианте она с успехом была апробирована на разных стадиях обучения музыке в начале в общеобразовательной школе на уроках музыки в разделе слушание, а  затем при обучении учащихся эстрадного отделения основам джазовой импровизации.

Hosted by uCoz