Сегодня начальное обучение в музыкальных школах построено на учебной дисциплине «сольфеджио», в которую включены  понятия и правила из «Элементарной теории музыки». Не буду повторять о том, что данная теория устарела, давно не отвечает требованиям сегодняшней музыки, но главное, она не способствует практическому освоению музыкального языка.

         Я предлагаю начальное музыкальное образование построить на изучении и освоении  «Таблицы Индивидуального Роста» музыканта. Что она собой представляет, описано в « Путешествии по ТИР».

         Преимущества применения данной таблицы в методике начального обучения музыкальному языку, в сравнении с традиционным обучением:

1.     На одном листе умещается вся информация, которую необходимо усвоить.  Это чисто психологически положительно влияет на ученика, обеспечивает оптимистический настрой.

2.     Основным условием усвоения «ТИР» является практическое исполнение каждого элемента (клеточки) ТИР от  заданного звука и вверх и вниз (в последствии от любого звука).

3.     Задача учителя объяснить, что означает каждый заданный элемент и как его исполнить на инструменте – фортепиано. Это первый уровень владения – ИГРА.

4.      Затем учитель должен объяснить ученику, как ему самостоятельно повышать свой уровень владения, то есть, как переходить с первого уровня на второй, со второго на третий, с третьего на четвертый. (Это аббревиатура «ИМПУЛЬС»)

5.     Все стадии освоения просты и  понятны, поэтому доступны учащимся с любым уровнем интеллекта. (Во всяком случае, первые четыре уровня владения).

6.     Устное исполнение заданий способствует (облегчает) восприятие этих комбинаций звуков на слух и их последующий анализ.

7.     Освоив блок упражнений с моделями из 2,3,4 звуков, учащиеся способны с одного прослушивания воспринимать и анализировать последовательности из 24 – 36 звуков, следовательно, после анализа, их записывать.

8.     Все, звучащие в современной музыке, гаммы и лады размещены в 5 и 6 разделах ТИР. Причем, в 5 разделе это фрагменты, состоящие всего из 3 – 5 звуков, что, в принципе, не сложно. А после освоения этих фрагментов, просто выполняя их последовательно от каждого последнего звука, учащийся автоматически получает звукоряд гаммы 6 раздела. Таким образом, осваиваются и сложный звукоряд гаммы Римского-Корсакова, и натуральные лады, и целотонная, и блюзовая.

9.     ДИССОНАНСЫ: тритон, увеличенное трезвучие, уменьшенный септаккорд. Сегодня их практическое применение весьма разнообразно, поэтому и освоение должно быть на уровне.

                   9.1. Тритон, по традиционной программе необходимо уметь  строить на определенных ступенях конкретной тональности, в которую и следует разрешить.  Но сегодня тритон, как диссонанс, может быть разрешен, как минимум в 12 тональностей, не говоря уже о возможности применения его в нисходящем, параллельном движении по полутонам. Следовательно, необходимо практическое освоение построения тритона от любого звука, в любой момент.

                   9.2. Использование увеличенного трезвучия как приема легкой модуляции в самые непредсказуемые тональности практически не осваивается, тем самым значительно ограничивая возможности для «путешествий» по тональностям в процессе свободной импровизации.

                   9.3. Многообразие разрешений уменьшенного септаккорда, который позволяет осуществить модуляцию практически  в любую тональность, из-за сложности теоретического обоснования не используется, так как не изучается совсем. На практике, без называния звуков, ориентируясь только на свой слух и личные ощущения, ум7 открывает большие просторы для творчества.

                   9.4.  Изменение направления разрешений всех диссонансов зависит от энгармонической замены звуков, входящих в данный кластер. Основная сложность для учащихся заключается в отсутствии  навыка энгармонической замены звуков. В ТИР упражнения с диссонансами выполняются по четким алгоритмам, которые гарантируют приобретение необходимого навыка и доведение выполнения его до четвертого уровня – автоматизма. 

10. Пять основных септаккордов, которые сегодня заполняют фактуру аккомпанемента, по традиционной программе музыкальной школы ограничены Доминантовым 7, который, разрешается только в одну тонику (мажорную или минорную). Но в сегодняшней музыке это ограничение давно игнорируется. Другие разрешения не включены в программу, по той же причине – из-за слабого владения навыком энгармонической замены звуков, поэтому оказываются сложными для теоретического обоснования.

11.  Квартаккорды, которые давно вошли в практику джаз-оркестров, вообще не изучаются.

12. Понятие «кластер» – как созвучие не терцовой структуры, вообще отсутствует в традиционной музыкальной теории, что значительно усложняет восприятие и анализ современной музыки. В 5 разделе ТИР даны алгоритмы практического освоения кластеров любой структуры, свободное владение которыми позволяет исполнить любой звукоряд (на инструменте с темперированным строем).

 

13.  ГЛАВНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО предлагаемой методики в том, что для выполнения каждого задания ТИР разработан специальный  алгоритм, гарантирующий успех и возможность самостоятельно контролировать и оценивать качество и уровень своей работы.



Hosted by uCoz