ВВЕДЕНИЕ в терминологию

В данном разделе приведены термины ранее не применяемые в музыкальной теории и, возможно, неизвестные музыкантам. Но знание их необходимо для адекватного восприятия настоящей работы – создание теории моделирования музыки

Большая часть терминов взята  (и адаптирована для данной работы) из "Словаря терминов по информатике", издательство "Наука" Москва, 1971г.

ТЕОРИЯ – Система основных, руководящих идей в той или иной отрасли знания, созданная в результате научного познания закономерностей развития природы и общества. Часто теорией  называют также самостоятельную часть какой-либо отрасли знания, например: Теория игр – теория  выбора наиболее выгодного поведения при столкновении противоречивых интересов. Настоящая работа является попыткой создания «Теории Моделирования Музыки» = «ТММ»

 СЕМИОТИКА – Отрасль знаний, изучающая общие свойства знаков, знаковых систем и знаковых ситуаций.

 СЕМАНТИКА – Раздел семиотики, изучающий тексты в знаковых системах с точки зрения заключающегося в них смысла. (Интерпретация знаков и знакосочетаний.)

СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА – Отрасль языкознания, изучающая языки с точки зрения их преобразования в абстрактные коды, которые служат формальными моделями естественных языков.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – объяснение, раскрытие значения какой-либо недостаточно ясно выраженной мысли, суждения, вывода или даже работы в целом.

ИНФОРМАЦИЯ – (от лат.) сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом.   В музыке это конкретные звуки, традиционно записываемые нотными знаками на нотном стане.

ФАСЦИНАЦИЯ – (от англ.) – очарование. Средства эмоционального выражения речи.   В музыке: динамика, тембр, штрих  традиционно обозначаются над, под или перед нотным станом. При моделировании: Информация помещается внутри экрана, а Фасцинация над, под или перед экраном (как в нотной записи). В семиотике такие  знаки называют Диакритическими.

 СИНТАКТИКА – Раздел  семиотики, изучающий синтаксис знаковых систем,  т.е. внутреннюю структуру сочетаний знаков и законы образования и преобразования правильно организованных текстов.

 СИНТАКСИС – раздел грамматики, изучающий способы организации слов в словосочетания и в предложения, а также типы предложений, их значения и условия использования.

 СИНТАГМА – Слово или группа слов, логически связанных между собой заранее определенными отношениями и представляющих целостную синтаксическую интонационно-смысловую единицу – это собственно информация (исключая диакритические знаки).

СЛОВО – Конечная последовательность символов заданного алфавита; основная единица предложения, имеющая определенное звуковое и смысловое содержание

ФОРМАЛИЗАЦИЯ  ЯЗЫКА – Представление языка в виде определенных структурных и логико-математических исчислений.

 ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЙ ТЕЗАУРУС нормативный тезаурус  Словарь – справочник, в котором перечислены все лексические единицы   дескрипторного информационно – поискового языка с синонимичными им словами и словосочетаниями естественного языка, а также эксплицитно (явно, открыто) выражены важнейшие смысловые отношения между дескрипторами.

 ДЕСКРИПТОРНЫЙ СЛОВАРЬ – Словарь, содержащий общий алфавитный   перечень дескрипторов и синонимичных им слов и словосочетаний   естественного языка (без указания смысловых связей между  дескрипторами). Д.С. часть информационно-поискового тезауруса. В «ТММ» это «Таблица Индивидуального Роста» ("ТИР")

ЯЗЫК Система звуковых и словарно-грамматических средств, закрепляющая результаты мышления и являющаяся средством человеческого общения.

Естественный язык – Человеческий язык, возникший естественным путем и используемый в общественной практике.

Искусственный язык – Язык, созданный искусственным путем для достижения определенных практических целей.   

Музыка – Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах, одна из форм общественной идеологии. Вид искусства, в котором средством воплощения художественных  образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Общение осуществляется между музыкантом, исполняющим музыкальное произведение  и слушателем "принимающим" звуковую информацию. В джазовой импровизации музыканты общаются в непосредственном обмене музыкальными высказываниями = фразами, предложениями, т.е. собственно информацией (конкретными звуками) и фасцинацией – дополнительными средствами общения: взгляды, мимика,

  АЛФАВИТ   Совокупность исходных попарно различных графических  знаков (букв), применяемых в той или иной области (в какой-либо системе алгоритмов или языке) и расположенных в  определенном порядке.  В музыке – система нотных знаков для записи музыкального высказывания. Изучается в начальном курсе – «Нотная грамота». В «ТММ»:  блок моделирования, типы и виды моделей  ритмической и мелодической организаций звуков и всей фактуры. ТИР это словарь наиболее часто употребляемых сочетаний звуков, освоение которых создает базу для дальнейшего пользования средствами музыкального языка – минимальный «Уровень коммуникативной достаточности»                                                                                           

ЛОГОГРАММА – Символ (знак или буква), заменяющий слово. В «ТММ» это модель: звука, слова, мелодии, фактуры…любой единицы текста

 МОРФЕМА – Минимальная (неделимая со смысловой точки зрения) единица языка. В музыке – один музыкальный звук.

 СЛОВО – Конечная последовательность символов заданного алфавита;  основная единица предложения, имеющая определенное звуковое и смысловое содержание.

СИНТАГМА – Слово или группа слов, логически связанных между собой заранее определенными отношениями и представляющих целостную синтаксическую интонационно-смысловую единицу.

 ЗНАК.  ОПРЕДЕЛЕНИЯ: – Воспринимаемый объект, содержащий информацию о другом объекте и указывающий на него.  – Объект,   обладающий смысловым содержанием для некоторой организованной воспринимающей системы. Знак содержит информацию, играющую активно-указательную роль для приемника информации.

 

        Звук становится языковым знаком, когда ему «присваивается» какое-либо смысловое содержание. Так как в музыке «не принято» четко определять и  закреплять значения за каким-либо музыкальным объектом, считается, что музыкальный язык не может иметь «содержания», то есть не может нести информацию.

 О семантике музыкального языка более подробно в отдельной главе… (Когда будут закреплены смысловые  значения музыкальным объектам, тогда они превратятся в языковые знаки.) 

  ЯЗЫКОВЫЙ ЗНАК – Знак, являющийся составной частью того или иного языка и специально создаваемый с целью общения, с целью  передачи информации (письменные обозначения звуков вербальной речи).  В музыке письменные знаки:  названия и обозначения звуков нотами, для записи музыкальной речи, (как буквами в вербальном языке), с целью общения и наследованию (передачи) зафиксированных музыкальных текстов следующему поколению.

  НЕЯЗЫКОВЫЙ ЗНАК – Признак  объекта (т.е. его свойство, качество и  т.п.), который выступает в роли знака (алгоритм  описания звука). В отличие от языкового знака он  является естественным, а не искусственно  созданным – это непосредственная (устная) человеческая речь. В музыке это собственно звуки, исполняемые музыкантом – музыкальная речь в процессе импровизации, музицирования...

  ДИАКРИТИЧЕСКИЙ ЗНАК – Надстрочный, подстрочный или иной  графический знак, изменяющий произношение знака  обозначаемого буквой. В музыке и  нотной записи – знаки ФАСЦИНАЦИИ: динамика, штрихи, темп, тембр.

 МОДЕЛИРОВАНИЕ – метод исследования на моделях или на оригинальных установках, основанный на применении теории подобия при постановке и обработке экспериментов.

 МОДЕЛЬ – мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.

 МОДЕЛЬ ЯЗЫКА – Исчисление или алгоритм, которые, исходя из конечного набора элементов и правил, могут описать бесконечное множество предложений данного языка.

 АЛГОРИТМ.  Определение: предписание, однозначно определяющее содержание и последовательность операций, преобразующих исходные данные в искомый результат.                 

 СВОЙСТВА АЛГОРИТМА:  ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ – т.е. точность, не оставляющая места для    произвольных действий,  и общепонятность;  МАССОВОСТЬ – т.е. возможность исходить из любых исходных данных  принадлежащих некоторому довольно обширному (иногда даже  бесконечному) множеству исходных данных;  РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ – т.е. определенность процесса, который для любых допустимых исходных данных приводит к получению искомого   результата.

СХЕМА Графический документ, содержащий общее условное   изображение предмета или процесса, как правило, без  строгого  соблюдения соотношений между объектом и его графическим  изображением. (Модель с одного прослушивания).

   АНАЛИЗ с одного прослушивания. Фиксируется общая структура музыкального фрагмента (диктанта) по смене средств художественной выразительности.

 Алгоритм  "ЧАСТИК" – (рус.)- частый невод. «Ч" – Части обозначаем буквами:   А - Б - А - С - кода = сумма «А" – Анализ (название) фактуры: "ГО"-"2г» - «БАМ» - «ГО» (примерно)"С" – Схема  (начертить линию):  "Т" – Такты (считать) цифрами:   8  -  4 - 8 -  6  -    4    =  30."И" – Ингредиенты индексами (что заметил)… "К" – Коррекция – исправления ошибок, уточнения…

ЭСКИЗ – Графический документ, содержащий общий предварительный  набросок изображаемого предмета. Например: Эскиз фактуры музыкального фрагмента.

      АЛГОРИТМ: «Э" – Экран: общий диапазон 3 регистра: "В" "С" "Н"

  "С" – Скоропись – принцип записи: "Звук" = "Знак"     

  "К" – Контур фактуры: один – два – три – четыре – больше звуков

  "И" – Индекс (условно):                                            

  "З" – Заполнение узнанных элементов "КОКАИН" по возможностям

  "НО" – Нотное Оформление = нотация там, где уверен.

ТОПОГРАФИЯ  – (гр. Торос – место, граф – пишу) – описание поверхности - 1. Топография клавиатуры музыкального инструмента – расположение  клавиш (кнопок, клапанов, вентилей, педалей) 2. Расположение звуков: музыкального фрагмента, лада, аккорда, кластера… на клавиатуре фортепиано

ПРОГРАММИРОВАНИЕ – Процесс составления программ решения математических или логических задач.

ПРОГРАММА – Полное и точное описание на некотором формальном языке процесса обработки информации, направленное на решение какой-либо задачи.  Обозначив каждую модель буквами можно записать их  последовательность в порядке использования – программа мелодии может выглядеть следующим образом: А + Б, А + Б, А + Б + А. – Это программа начала песни "Крокодила Гены" В. Шаинского

  МУЗЫКАЛЬНАЯ терминология.   Термины взяты из "Энциклопедического музыкального словаря" Составители Б.С. Штейнпресс и И.М. Ямпольский, ответственный редактор Г. В. Келдыш. М.1959г. В дальнейшем обозначается "ЭМС". Авторские ремарки  помечены  скобками: \\ или  \Я\

НОТНОЕ  ПИСЬМО – \Я\ – наиболее точная модель музыкального языка, получившая распространение с конца 16 века, в которой:

 Высота звука определяется  по количеству колебаний в секунду (международный эталон – ля  1 октавы = 440 колебаний в секунду) и записывается специальными значками на нотном стане. Пять горизонтальных линеек. Нотные знаки проставляются на линейках и между ними. За каждой нотой закреплено определенное место специальным ключом, который выставляется в начале произведения или в середине (при смене ключа). Скрипичный ключ закрепляет ноту соль первой октавы на второй линейке нотного стана. Басовый ключ закрепляет ноту фа малой октавы на четвертой линейке нотного стана. Существует еще ключ До, который закрепляет ноту ДО – первой октавы на той линейке, где он проставлен (в зависимости от той линейки, на которой расположен, называется соответственно: альтовый, сопрановый, теноровый…).

Продолжительность звуков определяется по  специально разработанной системе (см. Длительности – Языковые знаки), а  скорость движения по Метроному Мельцеля.

 ТАКТ и Тактовая черта – \Я\ – ЯЗЫКОВЫЙ знак, т.к. он специально создан  для записи музыки,  с целью дальнейшего  воспроизведения  текста и  передачи информации следующему поколению.  ТАКТОВАЯ ЧЕРТА – вертикальная линия, пересекающая пять линеек нотного стана и отделяющая один такт от другого.  РАЗМЕР такта – проставляется вначале произведения или в начале первого такта нового размера – при смене метра. Обозначается двумя цифрами: верхняя цифра показывает количество долей в такте, нижняя – ритмическую величину доли.  В качестве основных долей наиболее часто встречаются четвертные доли, смотри Длительности.

МЕТР – (фр. мера) – порядок чередования равных временных долей, система организации музыкального ритма. Соотношение звуков по длительности называется Ритмом и фиксируется тоже  на нотном стане.

 ЗВУК – Механические колебания в упругих средах, воспринимаемые ухом. Каждый звук обладает пятью свойствами, которые фиксируются в нотном письме.

ТОН – от греч. – Повышение голоса, тон, ударение; основное значение – напряжение.  В музыкальной теории термин используется в нескольких значениях:1.Звук, обладающий определенной высотой. 2.Мера для определения качественной величины интервала. 3.Ступень лада. 1 ступень – главный тон=тоника, дает название тональности. 4.Звук аккорда – основной = от него строится весь аккорд, остальные звуки аккорда называются по расстоянию от основного: терцовый, квинтовый…

СОЗВУЧИЕ.  ОПРЕДЕЛЕНИЯ:  Два и более звука, рассматриваемые как единое множество. В академической теории называются:  Два звука – интервал,  Три звука – трезвучие, Четыре звука – септаккорд. Гармоническое – при одновременном исполнении. Мелодическое – при последовательном исполнении. Называются по типам мелодической организации: Восходящее, Нисходящее.

ИНТЕРВАЛ (лат.) – промежуток, расстояние – Соотношение двух звуков по высоте. Нижний звук называется основанием, верхний звук – вершиной. Гармонический –  когда звуки исполняются одновременно. Мелодический – звуки исполняются разновременно восходящий и нисходящий. Количественная величина (Название) определяется числом основных ступеней звукоряда. Обозначается латинскими названиями цифр:1 – прима, 2 – секунда, 3 – терция, 4 – кварта, 5 – квинта, 6 – секста, 7 – септима, 8 – октава, 9 – нона, 10 – децима и т.д. В отличие от общепринятого понимания интервала – как расстояния между звуками, в музыкальной грамоте первый звук является примой, а следующий уже секунда (как вторая ступень  звукоряда) и т.д. Качественная величина определяется числом тонов и полутонов между звуками. Полутон – ближайшее расстояние между звуками (в темперированном строе). Тон – целый – состоит из двух полутонов. Диатонические интервалы. Чистые: прима, кварта, квинта, октава. Большие и малые: 2,3,6,7. Хроматические – при использовании производных ступеней звукоряда.

 АККОРД – Созвучие, звуки которого расположены (основной вид аккорда) или могут быть расположены по терциям. Название аккорда образуется по интервалу от нижнего звука, называемого основным тоном аккорда, до верхнего, при основном виде аккорда.  Полное описание аккорда – аббревиатура "ПРОПУСК". Обращения аккорда – Видоизменение аккорда, при котором нижним звуком является не основной тон. Название обращения образуется по интервалу от нижнего звука до каждого – в трезвучиях, до септимы и основного тона – в обращениях септаккордов.  

 КЛАСТЕР –  произвольный (любой) набор от 3-х и более звуков. Гармонический – взятых одновременно,  Мелодический – в любой последовательности. Разновидности наиболее часто употребляемых кластеров – смотри кластеры 5 раздела "ТИРа".

ЗВУКОРЯД – Последовательность какого-либо множества  звуков,  расположенных  в поступенном восходящем или нисходящем порядке употребляемых в музыке: к. - л. мелодии, лада, кластера…

ДИАПАЗОН (греч) – через все струны – Все звуки звукоряда певческого голоса, музыкального инструмента, мелодии…Условно делится на три регистра: высокий, средний, низкий.

КЛАВИАТУРА – В музыкальных инструментах механическая  система клавиш (кнопок, клапанов, вентилей, педалей) расположенных в определенном порядке для воспроизведения музыкальных звуков. У каждого инструмента свой механизм, поэтому один и тот же  музыкальный звук=нота  исполняется разными способами

АППЛИКАТУРА (нем.) – прикладываю, прижимаю – Способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном  инструменте.

ГАММА – звукоряд в пределах октавы. Существует как минимум 50 разновидностей семиступенных гамм: Мажоры, миноры натуральные и искусственные…ВЕНГЕРСКАЯ – 7 ступеней с двумя увеличенными секундами (по 1,5 тона) в нижнем тетрахорде: между 2 и 3 или 3 и 4 ступенями, в верхнем тетрахорде между 6 и 7 ступенями.

 "ТИР" 6 раздел:

6.1. – ХРОМАТИЧЕСКАЯ – 12  ступеней  – по полутонам.

6.2. – ЦЕЛОТОННАЯ – 6 ступеней – по тонам

6.3. – РИМСКОГО-КОРСАКОВА – 8 ступеней – тон + полтона.

6.4. – ДИАТОНИЧЕСКАЯ – 7 ступеней –

6.5. – ПЕНТАТОНИКА – 5 ступеней – производные  ступени

6.6. – БЛЮЗОВАЯ – 11 ступеней = две обогащенных пентатоники

ЛАД – система взаимосвязей музыкальных звуков, определяемая зависимостью неустойчивых звуков от устойчивых (опорных).  Система тяготений неустойчивых звуков (разрешиться, перейти) в устойчивые.

Иерархия (священная власть) лада – Система ладовых тяготений, которая позволяет осуществлять семантику мелодических высказываний, благодаря устоявшимся ощущениям и представлениям, которые в традиционной терминологии называются  функциями. Функция (лат) – исполнение, деятельность, обязанность, круг деятельности, назначение.

Функции ладовые (из "ЭМС")–  значение звуков в ладу, отношение их между собой, определяемое зависимостью неустойчивых звуков от устойчивых, прежде всего – от основного тона лада.  Основные функции лада: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.

ТОНИКА – (греч) ТОН обозначается  "T": Главный устойчивый звук лада (1 ступень), вызывающий ощущение завершенности при окончании на нем мелодии или ее  части. Тоническое трезвучие – основной аккорд лада (традиционно мажорное или минорное), вызывающий аналогичное ощущение в многоголосной музыке.
ДОМИНАНТА  (лат) – господствующий – "D". 5 ступень мажорного или минорного лада, а также аккорд, построенный на этой ступени. Характеризуется непосредственной направленностью в Тонику. Автентическая каденция (главный, основной) – завершение музыкального произведения, основанное на переходе от доминанты к Тонике. \Я\ - Традиционно переходит, = разрешается в тонику. Является ключом, открывающим "дверь" в нужную тональность (при модуляции).\\
СУБДОМИНАНТА – (от лат) под – "S" – \пятая ступень вниз/ - четвертая ступень лада и аккорд, построенный на этой ступени, направлена на Тонику, но подчинением ей через доминанту (T – S – D – T) = Сложный каданс второго рода.

Плагальная каденция (от plaga – побочный) TST – плагальный оборот: завершение произведения с возвращением в тонику через субдоминанту. \Я\ - Подчинение, значит уже вышли из Тоники, но никуда не ушли и  можем опять вернуться назад в Тонику.  

Диатонические лады. Семиступенные лады с одинаковой структурой: тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон. РАЗНОВИДНОСТИ: натуральные = древнегреческие = средневековые: Ионийский от 1 ступени структуры – гиполидийский. Дорийский от 2 ступени структуры – гипомиксолидийский. Фригийский от 3 ступени структуры – гипоэолийский. Лидийский от 4 ступени структуры – гиполокрийский. Миксолидийский от 5 ступени структуры – гипоионийский. Эолийский от 6 ступени структуры – гиподорийский. Локрийский от 7 ступени структуры – гипофригийский.

ТОНАЛЬНОСТЬ – Высота лада. Высота определяется по первому звуку = первой ступени, называемой ТОНИКОЙ.  Название лада определяет: количество ступеней, расстояние между ними и иерархию.

МЕЛОДИЯ (греч) – пение, песнь, напев. 1. Художественно осмысленный последовательный ряд звуков разной  высоты, организованный ритмически и ладово – интонационно. 2. В одноголосной музыке МЕЛОДИЯ воплощает законченный музыкальный образ.

МОТИВ (нем. от лат. – двигаю) – наименьшее музыкальное построение, составляющее характерную часть музыкальной темы. Мотив содержит большей частью одну сильную метрическую (тактовую) долю. В бытовом понимании – мелодия, напев, наигрыш.

ФРАЗА (греч) выражение. Любая небольшая и относительно законченная часть музыкальной темы.  В учении о музыкальной форме – построение, занимающее место между мотивом (словом) и предложением \по размеру \ может быть слитной либо члениться на мотивы.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – составная часть периода, состоящего обычно из 2 – 3 предложений.

ПЕРИОД (греч) обход, определенный круг времени, построение, в котором изложена более или менее завершенная музыкальная мысль. \\ - В  джазовой импровизации гармонический квадрат.

ТЕМА (греч) буквально: то, что положено в основу. Музыкальное построение, выражающее основную мысль произведения, или его части и обычно служащее предметом дальнейшего развития.

ОБРАЗ музыкальный (художественно-звуковой) – обобщенное воспроизведение в музыке явлений действительности. Образ первоначально раскрывается в музыкальной теме (МЕЛОДИИ) в процессе ее изложения, а затем – последующего развития, варьирования, дополнения.

ФАКТУРА (лат) обработка. В музыкальном словаре 1959г.: "Совокупность средств муз. изложения (мелодия, аккорды, полифонические голоса, фигурация, орнаментика и т.п.) образующая технический  склад произведения".  По словарю "РЭС" 2000г.: "В музыке конкретный звуковой облик произведения".   \Я\ - если  проще: состав музыкальной звучности, все звуки, исполняемые в произведении (или в выбранном фрагменте).

ТЕОРИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ МУЗЫКИ  Теория построения моделей музыкальной речи, для наиболее эффективного изучения и использования музыкального языка. Облегчает: Разучивание произведений без инструмента или без нот. Составление простых моделей сложных произведений для анализа и осмысления... Сочинение собственных композиций.  Подбор аккомпанемента песен на слух.  Исполнение популярной музыки без нот. Импровизация в выбранном стиле.

ЭКРАН – БЛОК для моделирования музыкальных элементов – прямоугольник, в котором  размещается модель.

  ВЕРТИКАЛЬ – Все звуки по высоте = (см.  диапазон) разделена на три регистра: высокий, средний, низкий, (для начала),  по ней отмечается  относительная высота звуков.

  ГОРИЗОНТАЛЬ – На горизонтали отмечается последовательность появления звуков по времени, или  ритмическая организация – соотношение  звуков по длительностям.

ЗВУК.  АЛГОРИТМ  ОПИСАНИЯ   и МОДЕЛЬ.    ПЯТЬ свойств:1. Продолжительность – долгий или короткий      ●. 2. Высота (относительно предыдущего). 3. Динамика – сила звука – традиционные знаки ƒ и P.  4. Тембр – инструмент, исполняющий данный звук. 5. Штрих – традиционные обозначения  

  МОДЕЛЬ ЗВУКА – Внутри экрана отображаются только продолжительность и высота звуков. Звук может быть: коротким – модель  ● – (точка), или долгим –   модель  ▬ (тире), это ТИПЫ ритмической организации звуков.  Остальные свойства отражаются, как и в нотном письме: Динамика – под  моделью,  Штрих – над звуками модели, Тембр – перед нотным станом = перед моделью.

пример:                                

 ф-но                                            
                        Ρ                            ƒ,

СИНТАГМА – Слово или группа слов, логически связанных между собой заранее определенными отношениями и представляющих целостную синтаксическую интонационно-смысловую единицу – это собственно информация (исключая диакритические знаки). Музыкальные термины (Мелодия, Мотив, Фраза, Предложение, Период, Тема) концентрируют внимание в основном на форме (величине элементов музыкальной речи). Если применить термин СИНТАГМА, то это все синтагмы разной величины. По аналогии с вербальным языком будем считать синтагмы: Мотив = Слово, Фраза = фраза, Предложение = предложение – как целостные синтаксические интонационно-смысловые единицы музыкальной речи, выражающие определенную мысль объединенные в мелодии.  Это облегчит процесс моделирования данных единиц и даст возможность  анализировать их как объекты лингвистики.

МОДЕЛЬ «СЛОВА». ОПРЕДЕЛЕНИЕ:  Наглядное отображение количества звуков, с условным обозначением их ритмического и мелодического соотношения.  Алгоритм построения модели: 1.чертим экран, на нем, последовательно  (в порядке появления). 2.отмечаем короткие звуки точками, долгие звуки – тире.  3.по высоте звуки размещаем  относительно предыдущего =  выше или ниже (по вертикали).

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  МОДЕЛИ "СЛОВА".   Как в начальной школе осуществляется "Разбор слова по составу":  Корень – звук, на который падает ударение (сильная доля).  Приставка – звуки перед корнем.   Суффикс – звуки между корнем и окончанием.  Окончание – последний звук или звуки модели.  Музыкальные "Слова", как и в вербальном языке, бывают простые (с одним корнем) и сложные (с двумя и более корнями).  Морфологический анализ музыкальной модели-слова необходим для подбора аккордов аккомпанемента – гармонии. 1. Корень слова: звук, на который падает ударение - чаще всего это первая доля          такта и звук аккорда из аккомпанемента. 2. Приставка - звуки перед корнем – затакт, аккордом не озвучивается (на нее не       надо искать новый аккорд). 3. Окончание - последний звук, или звуки модели - часто на другой          гармонии = аккорде. 4. Суффикс - звук или звуки между корнем и окончанием  - не всегда аккордовые.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФРАЗА Относительно законченная мысль, состоящая из нескольких слов-моделей.  АЛГОРИТМ АНАЛИЗА: 1. Общее количество слов-моделей.  2. Наличие разных моделей. 3. Последовательность  (программа) слов-моделей. 4. Место каждой модели (по первому звуку в ладу или нота). 5. Наличие вариантов моделей или трансформаций.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Из словаря по "Информатике": Грамматически и интонационно оформленная по законам языка целостная единица речи, являющаяся средством формирования, выражения и передачи мысли. В музыкальном словаре: составная часть периода.

ПЕРИОД – построение, в котором изложена более или менее завершенная музыкальная мысль.  Последовательность моделей:  А – Б – А – Б – А – Б – А  можно считать одним предложением. Эту последовательность можно разделить на несколько фраз и оформить в виде «программы»: (А+Б),   (А+Б),  (А+Б*),  (А)

ИЕРАРХИЯ ЛАДА – Система взаимоподчинения ступеней лада. Разрешение – перевод неустойчивого звука в устойчивый  согласно иерархии.  Если обозначить устойчивые ступени "!", а неустойчивые "?", то модель иерархии семиступенного лада будет выглядеть следующим образом:

Семантика ступеней лада. Тоника – первая ступень лада, самый главный звук, "присвоим" два восклицательных знака, таким образом, этот звук сможет "ответить" на любой вопрос, в него может разрешиться любая неустойчивая ступень. Звуки тонического трезвучия: 3 и 5 ступени лада, получат по одному восклицательному знаку. С точки зрения "разрешений" их "ответ" будет не окончательным... Звуки субдоминанты: 4 и 6 ступени лада, обозначим по одному вопросительному знаку. Звуки доминанты: 2 и 7 ступени лада – по два вопросительных знака. Используя данные обозначения можно (аналитически) построить элементарную музыкальную фразу, в которой будет последовательность, например: ! - ? - ?? - !!. Для этого следует последний звук модели останавливать на ступени лада, которая соответствует выбранному знаку. Например: Если  мы находимся в тональности До-мажор, то модели элементарной фразы должны заканчиваться нотами: Один  вариант: Ми, Фа, Ре, До (внизу). Второй вариант: Соль, Ля, Си, До (верхнее). Могут быть и другие варианты.



Hosted by uCoz