Введение

 Назначение таблицы.

   В таблице размещены все комбинации звуков, необходимые для освоения музыкального языка – Уровень коммуникативной достаточности.

  В зависимости от цели изучения следует практиковать выбранный вид коммуникативной деятельности, выполняя алгоритмы "КАРАТЭ" и ИМПУЛЬС". 

 В таблице восемь разделов, размещенных по горизонтали.

                            Разделы – по горизонтали.

 1 раздел: работа над интонацией.  Это единственный раздел при работе над которым не требуется скорость, главное – точность  интонирования.

 При работе над  2, 3,и 4 разделами  формируется  навык исполнения минимальных моделей вначале по диатонике, а затем и по различным топографиям 6 раздела.

"ПОДВАЛ" – 5  и 6 задания этих разделов – азы вертикали: тритон и кварто-квинтовый круг, обращения трезвучий и основные септаккорды от заданного звука.

5 раздел – фрагменты мелодики – это кластеры, на которых чаще всего строятся мелодические обороты – слова-модели музыкальной речи.

 6 раздел – топографии наиболее распространенных в настоящее время гамм и ладов.

7 раздел – обращения септаккордов и все соотношения их, необходимые для исполнения аккомпанемента   мелодии.

 8 раздел – навык определения звуков на слух. Основой для ориентации в мире звуков является "Гармошка" – (8.5.).  соотношение звуков основных гармонических функций лада

Изучать можно в любой последовательности, в зависимости от предварительного уровня музыкальной и теоретической подготовки.

 

 

        Задания – по вертикали (в каждом разделе 6):

 Расстояния между звуками называются итальянскими цифрами – это интервалы:  1 – прима; 2 – секунда; 3 – терция; 4 – кварта; 5 – квинта; 6 – Секста; 7 – септима…

Как интервал итальянские  названия впрямую применяются в следующих разделах: 2,3,4,7; в остальных разделах это просто номера заданий.

        Как получаются модели 2,3,4 разделов

  Алгоритм  получения модели – первые две цифры:

Первая цифра = (номер раздел),  это количество звуков в модели   (по умолчанию –                                       вверх от заданного звука).

Вторая цифра = (номер задания), это  интервал между звукамитолько                                    количественная величина, так как на первой стадии все упражнения                                     исполняются по диатонике, а  это только основные ступени звукоряда

Третья цифра = это номер упражнения:

В разделах №№ 2,3,4, на 2,3,4 заданиях помещен блок упражнений:

         Алгоритм исполнения упражнений 2,3,4 разделов следующий:

 1 упражнение:  ОДНА – полученная  модель исполняется от заданного звука и от каждой следующей ступени звукоряда до октавного повторения, затем  обратно (перевернув модель – зеркальное отражение) вниз до возвращения к заданному звуку.

2 упражнение:  ДВЕ  модели: от каждой ступени звукоряда  исполняется   модель и ее зеркальный ответ (возврат по тем же звукам модели).

3 упражнение:  Модель исполняется от заданной ступени,                                                                              а зеркальный ответ от следующей ступени.

                   Здесь возможны два варианта:

  а) со ступенькой, когда  последний звук зеркального ответа и  первый звук следующей модели  одна ступенька (звук повторяется); 
б) без ступеньки – в таком случае начало новой модели необходимо исполнить от следующей  ступени в направлении движения.

                Раздел 1 – интонация.  

Весь раздел – работа над точной интонацией.

Примечание: Для обострения слуха и точности интонирования  полезно «поплавать» (глиссандо) вокруг каждого звука модели задания.

         Модели первого раздела

1.1 – скрытое двухголосие, заданный тон внизу

1.2 – скрытое двухголосие, заданный тон вверху

1.3 – скрытое трехголосие, заданный тон  в середине и расходящиеся           движения вверх и вниз

1.4 – скрытое трехголосие, сходящиеся движения к заданному тону

1.5 – скрытое двухголосие без опоры на заданный тон,                                   расходимся и возвращаемся к нему

1.6 – все модели =  задания  исполнять по 6 разделу

         Алгоритм правильного выполнения:

Первые пять заданий исполняются в диатонике – по мажорной гамме вверх и вниз, до октавного повторения заданного звука.

                   1 уровень:

 Настроиться в нужной тональности,       исполнить очередной звук на инструменте, точно проинтонировать, проверить строй, сравнить со звучанием инструмента:                     если не строит – подстроиться,                                                                                          если строй точный – переходить  к следующему звуку.                                              Ошибкой  считается переход к следующему звуку без точной интонации. 

                   2 уровень:

Если гарантия  интонации 100%,  можно исполнять все упражнение без проверки.

 

 

                Раздел 2 – два  звука в модели.

2.1 – прима   (повторение одного звука)                                                             Полученную модель исполнить от каждой ступени звукоряда вверх и вниз   на октаву       от заданного звука, вначале по диатонике,                                       в дальнейшем по выбранной топографии – то есть по 6 разделу.

2.2 – секунда  вверх (соседний звук)

         1 упражнение – одна модель от каждой ступени.                                                                 2 упражнение – модель и ее зеркальный ответ                                                             3 упражнение – модель от звука, зеркальный ответ от следующей                                            (Смотри «Алгоритм исполнения упражнений 2,3,4 разделов») 

2.3 – терция  вверх (через одну ступень)

         1 упражнение – одна модель от каждой ступени                                                2 упражнение – от каждой ступени модель и ее зеркальный ответ                                 3 упражнение: модель от заданной ступени, а зеркальный ответ                               от следующей ступени.                                                                                                (Смотри «Алгоритм исполнения упражнений 2,3,4 разделов») 

2.4 – кварта  – (через две ступени)

         1 упражнение – одна модель от каждой ступени                                                2 упражнение – от каждой ступени модель и ее зеркальный ответ.                       3 упражнение: модель исполняется от заданной ступени,                                                                        а зеркальный ответ от следующей ступени.               (Смотри «Алгоритм исполнения упражнений 2,3,4 разделов») 

2.5 – квинта  (круг)

Последовательность квинт обычно исполняется как кварто-квинтовый круг: квинта в сторону движения (вверх или вниз), кварта – в противоположную сторону (вниз или вверх).

2.6 – тритон: в октаве 6 тонов, тритон делит октаву пополам:

Алгоритм поиска на клавиатуре фортепиано:                                                                       Фа – Си "альбинос" – обе белые клавиши.                                                             Все остальные тритоны разного цвета (одна черная, другая белая).

 

Тритон является диссонансом, его следует разрешать по диатонике в мажорную или минорную тонику – всего 12 тональностей: 6 мажорных и 6 минорных.

              Раздел 3 - звука   в модели       

 

  3.1 – прима  – в модели  один звук повторяется три раза                                                                               Полученную модель исполнить от каждой ступени звукоряда                                                 вверх и вниз на октаву от заданного звука, вначале по диатонике,                                         в дальнейшем по выбранной топографии – то есть по 6 разделу.

3.2 – секунда  – в модели три соседних звука

         1 упражнение – одна модель от каждой ступени октавы                                             2 упражнение – модель и ее зеркальный ответ                                                             3 упражнение: модель исполняется от заданной ступени,                                                             а зеркальный ответ от следующей ступени.

3.3 – терция – в  модели три звука по терциям

         1 упражнение – одна модель от каждой ступени                                                  2 упражнение – модель и ее зеркальный ответ                                                                3 упражнение: модель исполняется от заданной ступени,                                                                а зеркальный ответ от следующей ступени.

  3.4 – кварта – в  модели между каждым звуком кварта

         1 упражнение – одна модель от каждой ступени                                                  2 упражнение – модель и ее зеркальный ответ                                                                3 упражнение – модель исполняется от заданной ступени,                                                               а зеркальный ответ от следующей ступени.

 3.5 – увеличенное  трезвучие

         Делит октаву на три равные части по два тона:

         Алгоритм поиска на клавиатуре фортепиано:

                    от РЕ – одна белая, две черных (крайние из трех)                                                                в остальных случаях: одна черная, две белых

            При исполнении на втором уровень в названиях использовать энгармоническую замену.

 

 

3.6 – схема  обращений трезвучий

Исполняются все обращения трезвучий от заданного звука

                            Алгоритм исполнения модели:                                                                                                заданный звук всегда на месте                                                                                        два других изменяются по очереди                                                                                 всегда чередуются мажор и минор

            лучше начинать с мажорного трезвучия и им же заканчивать (что не обязательно)

Модель схемы:

        (начало)                                                                          ( конец)   

        (квинта)                                                                               

        (терция)                                                                                                                                   

заданный звук  O         O          O          O          O          O          O

                               35 М      6 м      46 М      46 м     6 М      35 м      35 М

 

Варианты исполнения:

1.     Схема исполняется слева – направо: первым меняется верхний звук трезвучия (квинта аккорда точно по рисунку).

2.     Схема исполняется справа – налево: первым меняется средний звук трезвучия (терция аккорда – в обратном порядке).

     Схема переворачивается и заданный звук оказывается сверху.               

                        Далее два варианта:

3.     Слева – направо, когда первым меняется нижний звук трезвучия (основной тон аккорда).

4. Справа – налево: первым меняется средний звук трезвучия (терция аккорда).

 

 

 

 

 

                   4 раздел -  4 звука в модели

4.1 – повторение  одного звука четыре раза

   Полученную модель исполнить от каждой ступени звукоряда                      вверх и вниз на октаву от заданного звука, вначале по диатонике,                      а в дальнейшем по выбранной топографии – то есть по 6 разделу.

4.2 – по  секундам

         1 упражнение – исполняется одна модель от каждой ступени                                    2 упражнение – модель и ее зеркальный ответ                                                             3 упражнение – модель исполняется от заданной ступени,                                                           а зеркальный ответ от следующей ступени.

4.3 – между каждым звуком – терция  

         1 упражнение – одна модель от каждой ступени                                                  2 упражнение – модель и ее зеркальный ответ                                                                3 упражнение – модель исполняется от заданной ступени,                                                               а зеркальный ответ от следующей ступени.

4.4 – кварт – аккорд   от звука вверх и вниз

         Четыре звука, считая первый, по чистым квартам                                            Все кварты чистые (по алгоритму 2.5.)

4.5 – пять  основных септаккордов

Названия и структура:                                                                              уменьшенный – все терции малые (по 1.5 тона)                          полууменьшенный, терции снизу: малая, малая, большая (2 тона)                минорный, терции: малая, большая, малая                                                   малый-мажорный, терции: большая, малая, малая                                большой мажорный, терции: большая, малая, большая

Исполнять в вышеприведенном порядке и обратно (от большого мажорного до уменьшенного).

4.6 – уменьшенный  септаккорд

         Алгоритм поиска исполнения на фортепиано:                                                                        в одном уменьшенном (ре-фа-ля-бемоль-си) – одна черная,                                остальные белые – основные ступени звукоряда,                                                      во всех остальных ВСЕГДА две черные и две белые.

 

 

                  5 раздел - мелодика

         Большинство фрагментов в  мелодии строятся на кластере из 3 –5 звуков,                              которые размещены в данном разделе:

5.1 – четыре  хроматизма

Алгоритм исполнения: от заданного звука вверх и вниз четыре звука                              по полутонам, начиная отсчет с первого

         Алгоритм сольмизации (для исполнения на втором уровне):

         Если два звука – всегда разные ступени звукоряда                                                Если три звука – первый два раза (он идет к …) и последний                                     Если четыре – первый один раз, второй два, третий один.

                                    Для скорости знаки альтерации не называются.

 

5.2 – две  больших секунды

         от заданного звука вверх и вниз по два звука через тон

         При сольмизации всегда разные ступени звукоряда,                                                                                 для скорости знаки альтерации не называем

5.3 – фрагмент  пентатоники

         В чистой пентатонике полутонов нет, там только:                                         тон (секунда большая – 2б) или полтора (терция малая – 3м)

         Возможны два варианта: 2б + 3м или 3м +2б                                                        Оба варианта исполняются от заданного звука и вверх и вниз                                         Важно сразу видеть кластер фрагмента

5.4 – тетрахорд.   Тетра – четыре, хорд – струна: четыре звука.   

         Традиционный тетрахорд: тон – тон – полутон                                                  исполняется от заданного звука и вверх и вниз ! без обращений!      Внимание!  Вниз от заданного звука вначале полтона, затем тон и тон.                 Таким образом мы получаем звукоряд мажорного лада от заданного звука                                              (чистая диатоника)

 

 

 

5.5 – пентатоника

         Здесь только один вид пентатоники от заданного звука:                                                  в традиционной теории называемой мажорной

         тон – тон – полтора – тон – полтора (до тоники через октаву)

5.6 – обогащенная  пентатоника

                   к основному виду добавляются два звука:                                                                    между 2 и 3 ступенями, и 5 и 6     (от заданного звука)                                                          заполняются  полутонами две секунды.                                                              (сольмизация по правилу трех звуков по хроматизму, см. 5.1.)

 

                6 раздел - гаммы

         Звукоряды в пределах октавы имеют разную топографию (кластер).

6.1 – хроматическая

         Последовательность из 12 звуков по полутонам

         Сольмизация:   основные ступени без изменений,                                                                  производные ступени в зависимости  от направления:                                               при движении вверх – все диезы,   при движении вниз – все бемоли.

6.2 – целотонная                                                                      

          Последовательность из 6 звуков                                                                                            с интервалом в целый тон между соседними ступенями

         Сольмизация:    основные ступени без изменений,                                                      производные ступени от направления: вверх – диезы, вниз – бемоли.

 

6.3 – Римского – Корсакова

Последовательность из 8 звуков в октаве с интервалами: тон – полутон

Сольмизация:  жесткой регламентации не существует,                                                               допускается сочетание диезов и бемолей в одной гамме

 

6.4 – Лады

Диатонические лады, в основе которых звукоряд мажорной гаммы:

                   Тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.

Древнегреческие лады это тот  же звукоряд от других ступеней:

         ИОНИЙСКИЙ – натуральный мажор с первой ступени

         ДОРИЙСКИЙ –  со второй ступени

         ФРИГИЙСКИЙ – с третьей ступени

         ЛИДИЙСКИЙ – с четвертой ступени

         МИКСОЛИДИЙСКИЙ – с пятой ступени

         ЭОЛИЙСКИЙ – с шестой ступени (натуральный минор)

         ЛОКРИЙСКИЙ (ГИПОФРИГИЙСКИЙ) – с седьмой ступени.

6.5 – пять пентатоник                                                                                          

 Обращения пентатоник (при переносе нижнего звука на октаву вверх)

         При моделировании пентатоник обозначаем цифрами только последовательности из больших секунд, в данном случае получается: 3 – 2 – 1 , или от тоники (считая тонический звук первым): три звука по секундам, пропуск 1.5 тона, два звука по секундам, пропуск 1.5 тона и один звук - тоника

МОДЕЛИ, (если считать с повторением заданного звука через октаву):

                                        1          1        2         2         3                                                                                                        2          3        2         3         2                                                                                                3          2        2         1         1

                            Нотный пример и модель смотри в папках.

6.6 – Блюзовая

Две обогащенных пентатоники                                                                                      (по академической теории одноименные: мажорная и минорная).

 

                7 раздел - септаккорды

Септаккорд – аккорд из  четырех звуков, которые можно расположить или уже расположенных по терциям.                                                         (Подготовительные упражнения смотри в методических рекомендациях.)

В заданиях  №№ 2, 3, 4 - возможны 3 упражнения:

         1 упражнение: бас (основной тон аккорда) движется                                                                              в одном направлении со звуками аккорда

         2 упражнение: бас (основной тон аккорда) движется                                                                    в противоположном направлении от звуков аккорда.

         3 упражнение:  в басу берется любой тон аккорда,                                                                        а  аккорд  исполняется в первой позиции  в любом обращении.             

7.1 – все обращения от заданного звука

Обращение:  перенос нижнего звука на октаву вверх

         Алгоритм выполнения:                                                                                                              от заданного звука снизу строим аккорд,                                                                       от заданного звука  сверху опускаемся по тем же звукам,                                                              получаем следующее обращение                                              Далее от заданного звука снизу строим полученное обращение                                                                                         и так далее …            Последовательность:

                   7     56      56       34       34        2         2          7  

                            Можно исполнять в обратном порядке  

7. 2 – Секундовое соотношение

         Бас движется по секундам вверх или вниз.

         7.2.1. – Первое упражнение: обращение аккорда не меняется, все звуки                     и в аккорде и в басу двигаются параллельно –                                         

         7.2.2. – Второе упражнение: бас двигается в одну сторону,                                        а в правой руке  три звука аккорда, кроме основного тона,                               двигаются в противоположном направлении на секунду –     

         7.2.3.- Третье упражнение: звуки аккорда в первой позиции, произвольно…

7.3 – Терцовое соотношение

         Бас движется по терциям вверх или вниз

         7.3.1.- Первое упражнение: звуки аккорда меняются по одному –    

         7.3.2.- Второе упражнение:  звуки аккорда двигаются по правилу креста                  в противоположном направлении с перемещением (скачок)

         7.3.3.- Третье упражнение: звуки аккорда в первой позиции – произвольно…

7.4 – Квартовое соотношение

         Бас движется по кварто-квинтовому кругу вверх или вниз ( смотри 2.5)

         7.4.1. – Первое упражнение: звуки аккорда меняются по два –                           

         7.4.2. – Второе упражнение: звуки аккорда перемещаются в следующее                             обращение, противоположно басу со скачком:                                                                        если бас вверх, то 7 – 65 – 43 – 2 – 7  и т.д.                                                                     если бас вниз, то  7 – 2 – 34 – 56 – 7  и т.д.

         7.4.3. – Третье упражнение: звуки аккорда в первой позиции…

7.5 – Блок-аккорд

         Блок  получается при удвоении нижнего звука в октаву,                                                      внутри может быть любое обращение септаккорда                                        Джазовые пианисты иногда вместо октавы исполняются нону.

7.6 – Альтерации и добавления

         Любой тона аккорда можно повысить или понизить – это                                      и называется – альтерация = изменение  (аккордового звука)                          К любому аккорду можно добавить любой звук, который обозначается                    номером ступени от основного тона аккорда.

                8 раздел - октава

         Данный раздел предназначен

                   для выработки профессионального слуха – определения звуков                                         на основе 8.5 – "Гармошка"

                                   Вначале только по ДИАТОНИКЕ в До-мажоре!

8.1. -  первая октава

         Определение звуков в среднем регистре (первая октава)

8.2. -  верхний регистр

         Определение звуков в верхнем регистре – (3 – 4  октавы)

8.3. -  нижний регистр

         Определение звуков в нижнем регистре – большая и субконтроктавы

8.4. -  все регистры

         Определение звуков во всех регистрах

8.5. -  Гармошка

         основные функции: TSTDT только  МАЖОРА !

         Т – Тоническое трезвучие включает в себя 1 – 3 – 5  ступени

         С – субдоминантовое обращение: 1 – 4 – 6 ступени

         Д – доминантовое  обращение: 7 – 2 – 5 ступени

8.6. -  все задания по 6 разделу, то есть в любом ладу (плюс хроматизмы).



Hosted by uCoz