Введение
Назначение таблицы.
В таблице размещены все комбинации звуков, необходимые для освоения
музыкального языка – Уровень коммуникативной достаточности.
В зависимости от цели изучения
следует практиковать выбранный вид коммуникативной деятельности, выполняя
алгоритмы "КАРАТЭ" и ИМПУЛЬС".
В таблице восемь разделов, размещенных по
горизонтали.
Разделы
– по горизонтали.
1 раздел: работа над интонацией. Это единственный раздел при работе над которым
не требуется скорость, главное –
точность интонирования.
При работе над 2, 3,и
4 разделами
формируется навык исполнения
минимальных моделей вначале по диатонике, а затем и по различным топографиям 6
раздела.
"ПОДВАЛ" – 5 и 6 задания этих
разделов – азы вертикали: тритон и кварто-квинтовый круг, обращения
трезвучий и основные септаккорды от заданного звука.
5 раздел – фрагменты мелодики – это кластеры, на которых чаще всего строятся мелодические обороты –
слова-модели музыкальной речи.
6 раздел – топографии наиболее распространенных в
настоящее время гамм и ладов.
7
раздел – обращения септаккордов и все соотношения их, необходимые для исполнения
аккомпанемента мелодии.
8 раздел – навык определения звуков на слух. Основой
для ориентации в мире звуков является "Гармошка" – (8.5.). соотношение звуков основных гармонических
функций лада
Изучать можно в любой последовательности, в зависимости от
предварительного уровня музыкальной и теоретической подготовки.
Задания – по вертикали (в
каждом разделе 6):
Расстояния между звуками называются итальянскими
цифрами – это интервалы: 1 – прима; 2 –
секунда; 3 – терция; 4 – кварта; 5 – квинта; 6 – Секста; 7 – септима…
Как интервал итальянские названия впрямую применяются в следующих
разделах: 2,3,4,7; в остальных разделах это просто номера заданий.
Как получаются модели 2,3,4
разделов
Алгоритм получения модели –
первые две цифры:
Первая цифра = (номер раздел), это количество звуков в модели (по
умолчанию – вверх
от заданного звука).
Вторая цифра = (номер задания), это интервал между звуками – только количественная величина, так
как на первой стадии все упражнения исполняются по
диатонике, а это только основные ступени
звукоряда
Третья цифра = это номер упражнения:
В разделах №№ 2,3,4, на 2,3,4 заданиях помещен блок
упражнений:
Алгоритм исполнения упражнений 2,3,4 разделов следующий:
1 упражнение: ОДНА –
полученная модель исполняется от
заданного звука и от каждой следующей ступени звукоряда до октавного
повторения, затем обратно (перевернув
модель – зеркальное отражение) вниз до возвращения к заданному звуку.
2 упражнение: ДВЕ модели: от каждой ступени звукоряда
исполняется модель и ее зеркальный ответ (возврат по тем
же звукам модели).
3 упражнение: Модель исполняется от заданной ступени, а зеркальный
ответ от следующей ступени.
Здесь
возможны два варианта:
а) со ступенькой, когда последний
звук зеркального ответа и первый звук
следующей модели одна ступенька (звук
повторяется);
б) без ступеньки – в таком случае
начало новой модели необходимо исполнить от следующей ступени в направлении движения.
Раздел 1 – интонация.
Весь раздел – работа над точной
интонацией.
Примечание: Для обострения слуха и точности интонирования полезно «поплавать» (глиссандо) вокруг
каждого звука модели задания.
Модели
первого раздела
1.1 – скрытое двухголосие, заданный тон внизу
1.2 – скрытое двухголосие, заданный тон вверху
1.3 – скрытое трехголосие, заданный тон в середине и расходящиеся движения
вверх и вниз
1.4 – скрытое трехголосие, сходящиеся движения к
заданному тону
1.5 – скрытое двухголосие без опоры на заданный
тон, расходимся и возвращаемся к нему
1.6 – все модели = задания
исполнять по 6 разделу
Алгоритм
правильного выполнения:
Первые пять заданий исполняются в
диатонике – по мажорной гамме вверх и вниз, до октавного повторения заданного
звука.
1
уровень:
Настроиться в нужной тональности, исполнить очередной звук на инструменте,
точно проинтонировать, проверить строй, сравнить со звучанием инструмента: если не строит –
подстроиться, если строй точный – переходить к следующему звуку. Ошибкой
считается переход к следующему звуку без точной интонации.
2
уровень:
Если гарантия интонации 100%, можно исполнять все упражнение без проверки.
Раздел 2 – два звука в модели.
2.1
– прима (повторение одного звука) Полученную модель исполнить от каждой
ступени звукоряда вверх и вниз на октаву
от заданного звука, вначале по
диатонике, в
дальнейшем по выбранной топографии – то есть по 6 разделу.
2.2 – секунда вверх (соседний звук)
1
упражнение – одна модель от каждой ступени.
2 упражнение – модель и
ее зеркальный ответ 3 упражнение – модель от
звука, зеркальный ответ от следующей (Смотри «Алгоритм исполнения
упражнений 2,3,4 разделов»)
2.3 – терция вверх (через одну ступень)
1 упражнение – одна модель от каждой ступени 2
упражнение – от
каждой ступени модель и ее зеркальный ответ 3
упражнение: модель от заданной
ступени, а зеркальный ответ от
следующей ступени. (Смотри
«Алгоритм исполнения упражнений 2,3,4 разделов»)
2.4 – кварта – (через две ступени)
1 упражнение – одна модель от каждой ступени 2
упражнение – от каждой ступени модель и ее зеркальный ответ. 3
упражнение: модель исполняется от
заданной ступени, а зеркальный ответ
от следующей ступени. (Смотри
«Алгоритм исполнения упражнений 2,3,4 разделов»)
2.5
– квинта (круг)
Последовательность квинт обычно
исполняется как кварто-квинтовый круг: квинта в сторону движения
(вверх или вниз), кварта – в противоположную сторону (вниз или вверх).
2.6 – тритон: в октаве 6 тонов, тритон делит октаву пополам:
Алгоритм поиска на клавиатуре
фортепиано: Фа – Си "альбинос" – обе
белые клавиши. Все
остальные тритоны разного цвета (одна черная, другая белая).
Тритон
является диссонансом, его следует разрешать по диатонике в мажорную или
минорную тонику – всего 12 тональностей: 6 мажорных и 6 минорных.
Раздел 3 - звука в модели
3.1 – прима – в
модели один звук повторяется три раза Полученную модель исполнить от
каждой ступени звукоряда вверх
и вниз на октаву от заданного звука, вначале по диатонике, в дальнейшем по выбранной топографии – то
есть по 6 разделу.
3.2
– секунда – в модели три соседних звука
1
упражнение – одна модель от каждой ступени октавы 2
упражнение – модель и ее зеркальный ответ 3 упражнение: модель исполняется от
заданной ступени, а зеркальный ответ
от следующей ступени.
3.3 – терция – в модели
три звука по терциям
1
упражнение – одна модель от каждой ступени 2
упражнение – модель и ее зеркальный ответ 3
упражнение: модель исполняется от заданной ступени, а зеркальный ответ от следующей ступени.
3.4 – кварта –
в модели между каждым звуком кварта
1
упражнение – одна модель от каждой ступени 2
упражнение – модель и ее зеркальный ответ 3
упражнение – модель исполняется от заданной ступени, а зеркальный ответ от следующей ступени.
3.5 – увеличенное трезвучие
Делит
октаву на три равные части по два тона:
Алгоритм
поиска на клавиатуре фортепиано:
от РЕ – одна белая, две черных (крайние из
трех) в остальных случаях:
одна черная, две белых
При
исполнении на втором уровень в названиях использовать энгармоническую замену.
3.6 – схема обращений трезвучий
Исполняются все обращения трезвучий
от заданного звука
Алгоритм
исполнения модели: заданный звук всегда на месте два других
изменяются по очереди всегда
чередуются мажор и минор
лучше начинать с мажорного трезвучия
и им же заканчивать (что не обязательно)
Модель схемы:
(начало) ● ● ● ● ( конец)
(квинта) ● ●
● ● ●
(терция) ● ● ●
●
●
заданный
звук O
O O O O O O
35 М 6 м 46 М 46 м 6 М 35 м
35 М
Варианты исполнения:
1.
Схема
исполняется слева – направо: первым меняется верхний звук трезвучия (квинта
аккорда точно по рисунку).
2.
Схема
исполняется справа – налево: первым меняется средний звук трезвучия (терция
аккорда – в обратном порядке).
Схема переворачивается и заданный звук
оказывается сверху.
Далее два варианта:
3.
Слева –
направо, когда первым меняется нижний звук трезвучия (основной тон аккорда).
4. Справа
– налево: первым меняется средний звук трезвучия (терция аккорда).
4 раздел - 4 звука в модели
4.1 – повторение одного звука четыре раза
Полученную модель исполнить от каждой ступени звукоряда вверх и вниз на октаву от
заданного звука, вначале по диатонике, а
в дальнейшем по выбранной топографии – то есть по 6 разделу.
4.2 – по секундам
1
упражнение – исполняется одна модель от каждой ступени 2
упражнение – модель и ее зеркальный ответ 3 упражнение – модель исполняется от
заданной ступени, а зеркальный ответ
от следующей ступени.
4.3
– между каждым звуком – терция –
1
упражнение – одна модель от каждой ступени 2
упражнение – модель и ее зеркальный ответ 3
упражнение – модель исполняется от заданной ступени, а зеркальный ответ от следующей ступени.
4.4 – кварт – аккорд от звука вверх и вниз
Четыре
звука, считая первый, по чистым квартам Все
кварты чистые (по алгоритму 2.5.)
4.5
– пять основных септаккордов
Названия и структура: уменьшенный
– все терции малые (по 1.5 тона) полууменьшенный, терции снизу: малая, малая, большая (2 тона) минорный, терции: малая, большая, малая малый-мажорный, терции: большая, малая, малая большой мажорный, терции: большая, малая, большая
Исполнять в вышеприведенном порядке и обратно (от большого
мажорного до уменьшенного).
4.6 – уменьшенный септаккорд
Алгоритм
поиска исполнения на фортепиано: в одном уменьшенном
(ре-фа-ля-бемоль-си) – одна черная, остальные белые – основные ступени
звукоряда, во всех остальных ВСЕГДА две
черные и две белые.
5 раздел - мелодика
Большинство фрагментов в мелодии строятся на кластере из 3 –5 звуков, которые
размещены в данном разделе:
5.1 – четыре хроматизма
Алгоритм исполнения: от заданного
звука вверх и вниз четыре звука по полутонам, начиная отсчет с первого
Алгоритм
сольмизации (для исполнения на втором уровне):
Если
два звука – всегда разные ступени звукоряда Если
три звука – первый два раза (он идет к …) и последний Если четыре – первый один раз,
второй два, третий один.
Для
скорости знаки альтерации не называются.
5.2 – две больших секунды
от
заданного звука вверх и вниз по два звука через тон
При
сольмизации всегда разные ступени звукоряда, для
скорости знаки альтерации не называем
5.3 – фрагмент пентатоники
В
чистой пентатонике полутонов нет, там только:
тон (секунда большая – 2б) или полтора (терция малая – 3м)
Возможны
два варианта: 2б + 3м или 3м +2б Оба
варианта исполняются от заданного звука и вверх и вниз Важно сразу
видеть кластер фрагмента
5.4 – тетрахорд. Тетра – четыре, хорд – струна: четыре
звука.
Традиционный
тетрахорд: тон – тон – полутон исполняется от заданного звука и вверх и вниз
! без обращений! Внимание! Вниз от заданного звука вначале полтона,
затем тон и тон. Таким
образом мы получаем звукоряд мажорного лада от заданного звука (чистая диатоника)
5.5 – пентатоника
Здесь
только один вид пентатоники от заданного звука: –
в традиционной теории называемой мажорной
тон
– тон – полтора – тон – полтора (до тоники через октаву)
5.6 – обогащенная пентатоника
к
основному виду добавляются два звука: между
2 и 3 ступенями, и 5 и 6 (от заданного
звука) заполняются полутонами две секунды. (сольмизация по
правилу трех звуков по хроматизму, см. 5.1.)
6 раздел - гаммы
Звукоряды
в пределах октавы имеют разную топографию (кластер).
6.1 – хроматическая
Последовательность
из 12 звуков по полутонам
Сольмизация: основные ступени без изменений, производные ступени в
зависимости от направления: при
движении вверх – все диезы, при движении вниз – все бемоли.
6.2
– целотонная
Последовательность из 6 звуков с интервалом в целый тон
между соседними ступенями
Сольмизация:
основные ступени без изменений, производные ступени от направления:
вверх – диезы, вниз – бемоли.
6.3 – Римского – Корсакова
Последовательность из 8 звуков в
октаве с интервалами: тон – полутон
Сольмизация: жесткой регламентации не существует, допускается
сочетание диезов и бемолей в одной гамме
6.4
– Лады
Диатонические лады, в основе которых
звукоряд мажорной гаммы:
Тон
– тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.
Древнегреческие лады – это тот
же звукоряд от других ступеней:
ИОНИЙСКИЙ
– натуральный мажор с первой ступени
ДОРИЙСКИЙ
– со второй ступени
ФРИГИЙСКИЙ
– с третьей ступени
ЛИДИЙСКИЙ
– с четвертой ступени
МИКСОЛИДИЙСКИЙ
– с пятой ступени
ЭОЛИЙСКИЙ
– с шестой ступени (натуральный минор)
ЛОКРИЙСКИЙ
(ГИПОФРИГИЙСКИЙ) – с седьмой ступени.
6.5 – пять пентатоник
Обращения пентатоник (при переносе нижнего
звука на октаву вверх)
При
моделировании пентатоник обозначаем цифрами только последовательности из
больших секунд, в данном случае получается: 3 – 2 – 1 , или от тоники (считая
тонический звук первым): три звука по секундам, пропуск 1.5 тона, два звука по
секундам, пропуск 1.5 тона и один звук - тоника
МОДЕЛИ, (если считать с повторением
заданного звука через октаву):
1
1 2 2 3 2
3 2 3 2
3 2 2 1 1
Нотный пример и
модель смотри в папках.
6.6 – Блюзовая
Две обогащенных пентатоники
(по академической теории одноименные: мажорная и минорная).
7 раздел - септаккорды
Септаккорд – аккорд из четырех звуков, которые можно расположить или
уже расположенных по терциям. (Подготовительные упражнения смотри в методических рекомендациях.)
В заданиях №№ 2, 3, 4 - возможны 3 упражнения:
1
упражнение: бас (основной тон аккорда) движется в одном
направлении со звуками аккорда
2
упражнение: бас (основной тон аккорда) движется в противоположном направлении
от звуков аккорда.
3
упражнение: в басу берется любой тон
аккорда, а аккорд исполняется в первой позиции в любом обращении.
7.1 – все обращения от заданного
звука
Обращение: перенос нижнего звука на октаву вверх
Алгоритм
выполнения: от заданного звука снизу
строим аккорд, от заданного звука сверху опускаемся по тем же звукам, получаем следующее обращение Далее от заданного звука снизу строим
полученное обращение
и так далее … Последовательность:
7 56
56 34 34
2 2 7
Можно исполнять
в обратном порядке
7. 2 – Секундовое соотношение
Бас
движется по секундам вверх или вниз.
7.2.1.
– Первое упражнение: обращение аккорда не меняется, все звуки
и в аккорде и в басу двигаются параллельно –
7.2.2.
– Второе упражнение: бас двигается в одну сторону,
а в правой руке три звука аккорда, кроме
основного тона, двигаются в противоположном направлении
на секунду –
7.2.3.-
Третье упражнение: звуки аккорда в первой позиции, произвольно…
7.3 – Терцовое соотношение
Бас
движется по терциям вверх или вниз
7.3.1.-
Первое упражнение: звуки аккорда меняются по одному –
7.3.2.-
Второе упражнение: звуки аккорда
двигаются по правилу креста в противоположном направлении с
перемещением (скачок)
7.3.3.-
Третье упражнение: звуки аккорда в первой позиции – произвольно…
7.4 – Квартовое соотношение
Бас
движется по кварто-квинтовому кругу вверх или вниз ( смотри 2.5)
7.4.1.
– Первое упражнение: звуки аккорда меняются по два –
7.4.2.
– Второе упражнение: звуки аккорда перемещаются в следующее обращение,
противоположно басу со скачком: если бас вверх, то 7
– 65 – 43 – 2 – 7 и т.д. если бас вниз,
то 7 – 2 – 34 – 56 – 7 и т.д.
7.4.3.
– Третье упражнение: звуки аккорда в первой позиции…
7.5 – Блок-аккорд
Блок получается при удвоении нижнего звука в
октаву, внутри может быть любое
обращение септаккорда Джазовые пианисты иногда вместо
октавы исполняются нону.
7.6 – Альтерации и добавления
Любой
тона аккорда можно повысить или понизить – это
и
называется – альтерация = изменение (аккордового
звука) К любому
аккорду можно добавить любой звук, который обозначается номером
ступени от основного тона аккорда.
8 раздел - октава
Данный
раздел предназначен
для
выработки профессионального слуха – определения звуков на
основе 8.5 – "Гармошка"
Вначале
только по ДИАТОНИКЕ в До-мажоре!
8.1. - первая октава
Определение
звуков в среднем регистре (первая октава)
8.2. - верхний регистр
Определение
звуков в верхнем регистре – (3 – 4
октавы)
8.3. - нижний регистр
Определение
звуков в нижнем регистре – большая и субконтроктавы
8.4. - все регистры
Определение
звуков во всех регистрах
8.5. - Гармошка
основные
функции: T – S – T – D – T
только МАЖОРА !
Т
– Тоническое трезвучие включает в себя 1 – 3 – 5 ступени
С
– субдоминантовое обращение: 1 – 4 – 6 ступени
Д
– доминантовое обращение: 7 – 2 – 5
ступени
8.6. - все задания по 6 разделу, то есть в любом ладу
(плюс хроматизмы).